Срок обжалования протокола по 44 фз

Содержание
  1. Жалоба в ФАС на действия заказчика по нормам 44-ФЗ: требования и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения
  2. Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ
  3. Куда можно подать жалобу
  4. На что можно жаловаться
  5. Регламент подачи жалобы
  6. Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней
  7. Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения
  8. Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
  9. Сроки подачи жалобы
  10. Порядок подачи жалобы в контрольный орган
  11. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика
  12. Судебный порядок обжалования действий заказчика
  13. Электронный аукцион по 44-ФЗ: как участнику обжаловать итоги | Контур.Закупки
  14. Подробно о сроках
  15. Форма подачи
  16. Правила направления жалобы в органы ФАС
  17. Рассмотрение жалобы и участие заявителя
  18. Судебный порядок обжалования
  19. Обжалование решений и действий заказчика в судебном порядке
  20. Как составить и подать жалобу?
  21. 1) Определение сторон
  22. 2)
  23. 3) Сроки
  24. Как добиться признания недействительности результатов закупочной процедуры?
  25. Жалоба в ФАС: сроки подачи и рассмотрения по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  26. Основные правила подачи жалобы
  27. Регламентированные сроки подачи жалобы
  28. Сроки рассмотрения обращений
  29. Как обжаловать результаты закупок по ФЗ-44 в ФАС
  30. Что может стать причиной для обращения в ФАС
  31. В какие сроки можно подавать жалобу в фас?
  32. Куда отправлять жалобу на заказчика по 44-ФЗ? Какие реквизиты обязательны?
  33. Причины отклонения жалоб, поданных в ФАС

Жалоба в ФАС на действия заказчика по нормам 44-ФЗ: требования и образец претензии, сроки для подачи и рассмотрения

Срок обжалования протокола по 44 фз

В ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок…» вопросам обжалования действий заказчика посвящена отдельная глава 6.  Возможность обжалования проводимой закупки вправе любой ее участник независимо от его организационно-правовой формы: в статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Кто может подать жалобу на действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Как уже отмечалось, пожаловаться на действия заказчика вправе любой участник закупки.

До момента вскрытия конвертов с жалобой могут обратиться общественные объединения и организации, осуществляющие контроль в сфере закупок. Это, например, общественная палата, ассоциации производителей закупаемых услуг, бизнес-сообщества и пр.

Когда обжалуемые действия совершены после вскрытия конвертов, то перечень лиц, которые могут направить жалобу, сужается. Это может быть участник конкурса, запроса котировок, предложений или аукциона, который подал заявку на участие в закупке.

Обжаловать можно как федеральные, так и муниципальные закупки.

ФЗ-44 допускает подачу жалобу не только на действия заказчика, но и на работу уполномоченного органа, учреждения, комиссии по госзакупкам, должностных лиц, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Куда можно подать жалобу

Жалоба на действия заказчика может быть подана в суд или контролирующую инстанцию в сфере закупок. Подача жалобы в контрольный орган не исключает возможности для обжалования действий заказчика в суде.

Жалобу допускается подать в следующие инстанции:

  1. Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и ее территориальные подразделения (их контакты можно найти на официальном сайте ФАС или в Приложении к административному регламенту, где содержатся данные обо всех 82 подразделениях). Именно за этой инстанцией закреплены контролирующие функции в сфере госзакупок, и сюда поступает основной массив жалоб от участников торгов (связано это с тем, что решения ФАС имеют большую юридическую силу).
  2. Контрольный орган в сфере оборонзаказа в отношении закупок из указанной сферы – такие полномочия также переданы в ФАС.
  3. Региональный орган исполнительной власти, который наделен функциями контроля за закупками. Такие организации определяются местными нормативно-правовыми актами (например, в Тульской области это Областной контрольный комитет).
  4. Орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки. Например, в г. Глазов Удмуртской Республики такие полномочия исполняет Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы.

Общее правило выбора места для подачи жалобы такое: если закупка производится для обеспечения потребностей федеральных нужд, то обжаловать ее необходимо в ФАС РФ. Когда закупка инициирована региональными или муниципальными властями, то жалоба подается в территориальное подразделение ФАС по месту нахождения заказчика или местные контрольные органы власти.

На что можно жаловаться

Перечень ситуаций, при которых может возникнуть спор между заказчиком и участником государственной закупки, весьма разнообразен.

В ФЗ-44 основания для подачи жалобы прописаны весьма условно: это мнение участника о том, что действия заказчика или бездействие привело к нарушению прав и интересов участника государственной закупки. Также к причинам по 44-ФЗ относят несоответствие закупочной документации установленным требованиям.

Так, обжалование действий заказчика может потребоваться:

  1. Нарушены положения ФЗ-44 в отношении предоставляемого обеспечения по контракту (например, предъявлены необоснованно высокие требования к размеру обеспечения, или установлено требование о внесении обеспечения, если таковое не предусмотрено в ФЗ-44).
  2. Заказчик в нарушение норм закона отказал компании в допуске к торгам или препятствовал исполнению договора.
  3. Заказчиком были созданы искусственные условия, создающие ограничения для участия в закупке (например, через формирование требований, включенных в закупочную документацию).
  4. Заказчиком были включены требования в закупочную документацию о предоставлении документов и сведений, которые не являются обязательными по закону. В ФЗ-44 содержится исчерпывающий перечень документов, которые может запрашивать заказчик. Например, заказчик запросил сведения о среднесписочной численности, выручке, балансовой стоимости активов и пр.

Указанный перечень нарушений не является исчерпывающим, но является наиболее распространенным списком оснований для подачи жалобы.

Регламент подачи жалобы

Процедура подача жалобы на действия или бездействие заказчика предполагает прохождение следующих последовательных шагов.

Этап 1. Подготовительный  этап. На этом этапе изучается ФЗ-44, определяется предмет жалобы, отбираются соответствующие требования в законе, изучается практика обжалования по аналогичному вопросу, собирается доказательная база.

Этап 2. Готовится жалоба в письменном виде с учетом требований, изложенных в 44-ФЗ.

Этап 3. Определяется место подачи жалобы и способ (электронный или бумажный).

Этап 4. Передается жалоба с учетом регламентированных сроков в ФАС, а ее копия направляется заказчику.

Этап 5. Ожидание официального ответа от контролирующей инстанции.

Этап 6. Если решение было вынесено в пользу участника, и его жалоба была удовлетворена, то он может обратиться с предписанием к заказчику и потребовать его исполнения.

Региональными и муниципальными органами власти может быть предусмотрен свой регламент рассмотрения и подачи поступивших жалоб.

Но в целом алгоритм будет похож на тот, который указан выше.

Законодательное регулирование подачи жалобы и требования к ней

Общие требования к подаваемой жалобе и порядке ее подачи содержатся:

  • в Главе 6 44-ФЗ, а именно в ст. 105-106;
  • в Информации от ФАС от 2014 года «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • в Приказе ФАС от 2014 года №727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Требования к подаваемой жалобе прописываются в ч. 8 ст. 105 ФЗ-44. Она должна содержать следующие сведения:

  1. Данные заказчика: наименование, адрес нахождения и контактные сведения.
  2. Сведения об отправителе жалобы.
  3. Указание на государственную закупку и ее номер (не допускается подавать одну жалобу на несколько закупок, иначе ее вернут без рассмотрения).
  4. Указание на конкретные действия заказчика, которые участник хочет обжаловать, а также доводы со ссылкой на конкретные пункты ФЗ-44, которые были нарушены. Без ссылки на законодательство жалобу могут оставить без рассмотрения.

Также в подаваемой жалобе необходимо прописать конкретную просьбу к контролирующей инстанции. Так, с учетом ст. 106 ФЗ-44 у контролирующей инстанции можно запросить:

  1. Приостановление процедуры выбора победителя торгов до рассмотрения жалобы по существу или аннулирования результатов торгов (если они к моменту подачи документа были завершены).
  2. Выдать предписание, обязательное для исполнения заказчиком. Например, отменить решение о несоответствии подаваемой заявки через внесение изменений в закупочную документацию, устанавливающую необоснованные требования к участникам.
  3. Провести внеплановую проверку деятельности организации.

К подаваемой жалобе следует приложить определенные документы, которые делают ее обоснованной. Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 ФЗ-44. При этом сам перечень документов в законодательстве не прописан:

  1. К жалобе нужно приложить, как минимум, доверенность, подтверждающую полномочия составителя.
  2. Документацию о закупке, на которую ссылаются в жалобе: протоколы, приказы, решения, конкурсная документация и пр.

При этом отсутствие указанных документов не может стать причиной для отказа в рассмотрении жалобы (такой вывод подтверждается разъяснениями ФАС и Минэкономразвития). При необходимости ведомство может запросить необходимые сведения самостоятельно, а большая часть информации о закупке имеется в открытом доступе.

Копию жалобы со всеми документами из перечня приложений требуется направить в адрес заказчика или оператора электронной площадки, действия которых обжалуются.

Жалоба может быть составлена в письменном или электронном виде. В последнем случае ее необходимо подписать с помощью ЭЦП. Печатный документ подлежит прошивке и нумерации.

Сроки для подачи жалобы по 44-ФЗ и ее рассмотрения

Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:

  1. Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
  2. Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
  3. Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
  4. Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.

После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.

Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:

  1. На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
  2. На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
  3. На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
  4. На изготовление решения –  3 дня после оглашения результативной части.

Если участник закупки не был удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, то он может обжаловать их в судебном порядке. Сроки исковой давности по таким заявлениям составляют 3 месяца (по ч. 1,4 ст. 198 АПК).

Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам.

Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции.

При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Где и как обжаловать результаты электронного аукциона

Срок обжалования протокола по 44 фз

Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.

Существует два способа обжалования:

  1. в контрольный орган в сфере закупок;
  2. в арбитражный суд.

Жалобы рассматривают:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
  2. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. уполномоченные органы местного самоуправления.

Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:

Контрольный орган Сфера контроля
ФАС России и её территориальные органыВсе закупки любых заказчиков
Орган исполнительной власти субъекта РФЗакупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона
Муниципальный контрольный органЗакупки для нужд муниципального образования

Сроки подачи жалобы

Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.

Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:

  • жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  • обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
  •  обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.

Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.

Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования.

В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15).

Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.

Порядок подачи жалобы в контрольный орган

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.

Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.

fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:

  • контракт уже заключен;
  • по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.

Требования к содержанию жалобы указаны в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».

В контрольный орган жалоба подаетсяв письменной форме.

В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.

Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.

Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.

Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:

  • Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
  • Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии. 

Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.

Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.

Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.

После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования действий заказчика

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).

Подать заявление можно:

  • на бумажном носителе
  • в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.

Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.

Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Электронный аукцион по 44-ФЗ: как участнику обжаловать итоги | Контур.Закупки

Срок обжалования протокола по 44 фз

Участник аукциона по 44-ФЗ вправе пожаловаться на нарушение своих прав и законных интересов. Существует два способа обжалования:

  1. Судебный порядок, то есть через Арбитражный суд.
  2. Внесудебный порядок:
    • жалоба в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС);
    • обращение в органы исполнительной власти регионального и муниципального уровня.

При этом ФАС может рассматривать жалобы в отношении закупок любых заказчиков. Что касается органов исполнительной власти, то распределение полномочий такое:

  1. Региональные органы могут рассматривать жалобы на закупки заказчиков, которые подведомственны этому региону и входящим в его состав муниципальным образованиям.
  2. Муниципальные органы могут обжаловать закупки заказчиков своего муниципального образования.

Подробно о сроках

ФАС рассматривает дела гораздо оперативнее судов — закон отводит для этого всего 5 рабочих дней. Безусловно, этот способ является более предпочтительным.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Чтобы жалоба не вернулась заявителю без рассмотрения, важно выдержать сроки обращения и знать, кто может подавать жалобу на тех или иных этапах:

  1. Жалоба на положение аукционной документации может быть подана до окончания срока приема заявок любым лицом.
  2. Жалоба на действия (бездействие) заказчика в процессе рассмотрения заявок должна быть подана не позднее 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола. Заявить о нарушении может только участник, который подал заявку на этот аукцион.
  3. Жалоба на действия (бездействие) заказчика на этапе рассмотрения вторых частей заявок или заключения контракта должна быть подана до того, как он заключен.

Форма подачи

Подать жалобу можно лично или через представителя в канцелярию территориального органа ФАС. При этом полномочия представителя должны быть подтверждены документально. Альтернативный способ — направить обращение в электронном виде, не забыв подписать его ЭЦП.

Разрешено направить жалобу и по почте, однако это неэффективно. Поданный вовремя комплект документов может прийти позже срока, отведенного для рассмотрения обращения. В этом случае ФАС жалобу примет, но смысла может уже не быть. Ведь контракт, вероятнее всего, будет уже заключен.

Правила направления жалобы в органы ФАС

Существует Административный регламент, утвержденный приказом ФАС от 19 ноября 2014 года № 272/14. В приложении к нему содержится список территориальных органов антимонопольной службы с адресами и телефонами. Также для поиска своего управления можно воспользоваться официальным сайтом ФАС: www.fas.gov.ru/territorial-authorities.

При составлении жалобы следует руководствоваться частью 8 статьи 105 закона 44-ФЗ, а также Информацией ФАС России от 10.04.2014, регламентирующей содержание жалобы и сроки ее подачи.

Основные моменты, на которые заявителям нужно обратить внимание:

  1. Одна жалоба должна относиться к одной закупке. Если заказчик допустил нарушение в нескольких закупках, следует подавать соответствующее количество жалоб.
  2. Не стоит подавать жалобу, если контракт уже заключен — ФАС не примет ее к рассмотрению.
  3. Жалоба должна содержать указания на конкретные документы или положения аукционной документации, нарушенные заказчиком (по мнению заявителя).
  4. Обращение должно быть подписано уполномоченным лицом. Его полномочия должны быть подтверждены документально.
  5. Если жалоба подается представителем, нужна доверенность. Без нее документы вернут.

Рассмотрение жалобы и участие заявителя

Жалоба рассматривается на публичном заседании комиссии ФАС. Принять участие в нем могут все заинтересованные лица, в том числе заявитель, а также другие участники аукциона. Можно отправиться на заседание самостоятельно или направить представителя с подтвержденными полномочиями.

Если организацию-заявителя представляет руководитель, он должен иметь копию решения или протокола о своем назначении и наделении правом действовать от имени своей компании без доверенности. Если речь о других представителях, то их полномочия подтверждаются доверенностью.

Ход заседания можно записывать, но предварительно присутствующих об этом необходимо предупредить.

В начале заседания объявляется регламент и проверяются полномочия присутствующих лиц. Затем комиссия дает сторонам выступить, при необходимости задает вопросы и удаляется на совещание. Принятое решение доводят до сведения сторон, а также оглашают порядок его обжалования. На это дается 3 месяца.

До рассмотрения по существу заявитель может свою жалобу отозвать. Для этого в контролирующий орган достаточно подать заявление в свободной форме. При этом право обратиться в суд остается, в вот подать жалобу в ФАС повторно на те же действия нельзя.

Судебный порядок обжалования

Для того чтобы обжаловать действия заказчика в суде, не имеет значения, обращался ли участник в ФАС или нет. Срок, отведенный на обращение в суд, исчисляется с даты, когда участник узнал о нарушении своих прав и составляет 3 месяца. При наличии уважительных причин для пропуска этот срок может быть продлен по решению суда.

Заявление в арбитражный суд можно подать в бумажном виде или либо воспользоваться сервисом официального сайта www.arbitr.ru.

Требования к заявлению содержатся в части 1 статьи 199 Арбитражно-процессуального кодекса РФ. А в статье 126 АПК перечислены документы, которые следует приложить к заявлению.

Помимо всего прочего, необходимо приложить и документ, который оспаривается, например, аукционные протоколы.

Вместе с судебным заявлением можно подать ходатайство о приостановке действия оспариваемого документа либо запрете для заказчика заключать контракт (исполнять другие действия).

Важно! До подачи в арбитраж необходимо направить копии заявления со всеми прилагающимися документами заказчику и прочим фигурантам дела. Целесообразно воспользоваться услугами почты и заказать уведомление о вручении пакета адресату. Если этого не сделать, ход заявлению в суде дан не будет.

Обжалование решений и действий заказчика в судебном порядке

Срок обжалования протокола по 44 фз

Контрактная система в России постоянно совершенствуется. Власти стараются обеспечить максимальную прозрачность и равный доступ к заказам. В 2021 году участники закупки могут использовать для защиты прав сразу несколько механизмов. Порядок обжалования незаконных действий или решений заказчика подробно описан в главе 6 закона 44-ФЗ от 5.04.2013 года.

Обращение в суд названо в числе основных методов борьбы со злоупотреблениями.

Как составить и подать жалобу?

Направить иск в арбитражный суд участник закупки вправе сразу после обнаружения нарушений. Административный порядок предусмотрен законом 44-ФЗ, но не является обязательным. Тем не менее, юристы не рекомендуют пренебрегать досудебным урегулированием, поскольку действующий АПК РФ возлагает на истца обязанность предпринять хотя бы одну попытку урегулирования спора.

Правила подачи и рассмотрения исков содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса России. Документ предполагает применение общего искового порядка. При составлении заявления следует руководствоваться статьей 199.

1) Определение сторон

В качестве ответчика будет выступать лицо, допустившее нарушение. В заявлении потребуется указать полное наименование заказчика, место его нахождения и контактные данные.

Если до обращения в суд получен отказ по административной жалобе, к процессу необходимо привлечь и представителей контролирующего органа. В этом случае ответчиков будет двое.

Требования об отмене акта следует объединять с просьбой об установлении незаконности действий непосредственного нарушителя.

Отказ от оспаривания решения по административной жалобе может привести к неблагоприятным последствиям для истца. Так, ответчик вправе ссылаться на действительность акта в обосновании своей правовой позиции. С формальной точки зрения его утверждения окажутся справедливыми, и суд не сможет их проигнорировать.

2)

В заявлении необходимо четко изложить все факты и обстоятельства, послужившие основанием для обращения. Истцу потребуется описать неблагоприятные последствия, а также привести ссылки на нормативные акты, которые, по его мнению, были нарушены. Текст составляют с учетом требований к обязательным реквизитам. В их числе статья 199 АПК РФ называет:

  • полные данные каждой из сторон спора;
  • сведения об обжалуемых актах;
  • правовую аргументацию позиции;
  • четко сформулированные требования.

В заявлении должна присутствовать подпись уполномоченного лица, дата подачи документов, а также перечень приложений с указанием количества экземпляров и листов.

3) Сроки

Исковое заявление можно направить в течение 3 месяцев со дня выявления нарушения. Если установленный период был пропущен по уважительной причине, его восстанавливают. Порядок предусмотрен статьей 198 АПК РФ.

Важно! Рассмотрение ходатайств осуществляют в индивидуальном порядке. Перечня обстоятельств, признаваемых судом уважительными, в законе нет. Юристы рекомендуют использовать все предоставленные возможности и подавать ходатайство даже в неоднозначных ситуациях.

Общая продолжительность производства по делу не должна превышать 3 месяцев. При наличии объективных причин служители Фемиды увеличивают этот период до полугода.

Как добиться признания недействительности результатов закупочной процедуры?

Правовой механизм в законе 44-ФЗ не описан. Отсутствие упоминаний о вопросе в одном нормативном акте не лишает участников правоотношений возможности руководствоваться другим документом. Оспаривать итоги закупки заинтересованные лица могут, опираясь на нормы гражданского законодательства.

Юристы рекомендуют обратить внимание на статьи 447, 448 и 449 ГК РФ. Торги признают недействительными, если доказан какой-либо из фактов:

  • необоснованное отстранение претендента;
  • отказ от наилучших условий при подведении итогов торгов;
  • выполнение действий, направленных на совершение закупки, ранее установленного срока;
  • допущение грубых нарушений законодательства, повлекшее неверное определение цены или иных условий договора.

Обратиться с иском можно на протяжении года. Отсчет срока давности начинают со дня проведения торгов. При вынесении решения о недействительности закупочной процедуры неблагоприятные правовые последствия наступают не только для заказчика, но и признанного победителя. Договор с ним также признают недействительным.

В завершение обратим внимание на увеличение активности правозащитников в сегменте. Постоянное изменение нормативного базиса контрактной системы повлекло за собой увеличение числа ошибок.

Этим обстоятельством охотно пользуются недобросовестные участники. Любое отступление от установленных правил может повлечь длительную судебную тяжбу и затягивание срока исполнения заказа.

Сократить риски помогает сотрудничество с квалифицированным юристом.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Жалоба в ФАС: сроки подачи и рассмотрения по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Срок обжалования протокола по 44 фз

В последнее время регистрируется значительное количество нарушений заказчиками требований 44-ФЗ на различных этапах проведения закупки.

Если поставщик обнаружил подобное нарушение – он имеет право обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Важно подать свое заявление в соответствии с правилами законодательства и строго в регламентированные сроки.

Только так контролирующие органы прислушаются к мнению поставщика и рассмотрят сложившуюся ситуацию.

Основные правила подачи жалобы

Чтобы грамотно составить обращение в ФАС и соблюсти при этом все требования законодательства поставщику рекомендуется пройти несколько основных этапов:

  1. Выявить предмет жалобы. Необходимо определиться с тем, какие именно нормы закона были нарушены.
  2. Подобрать аргументы в пользу своей правоты. Для этого придется досконально изучить 44-ФЗ. Особое внимание обращайте на главу 6, в которой речь идет именно о процедуре обжалования неправомерных действий заказчика.
  3. Ознакомиться с образцом жалобы. Он поможет быстро и правильно составить обращение. Бланк можно найти в ЕИС в разделе «Обращения в ФАС России».
  4. Составить текст жалобы. В нем необходимо четко прописать, какие именно пункты 44-ФЗ нарушены. Полный перечень информации, которая должна содержаться в документе, приведен в статье 105 44-ФЗ.  
  5. Определиться с местом подачи жалобы. Заявление передается в территориальный орган, который соответствует местоположению заказчика. 
  6. Выбрать подходящую форму отправки жалобы. Обращение может быть подано в виде бумажного документа или в электронной форме. Электронный документ должен быть обязательно подписан усиленной квалифицированной подписью.
  7. Передать обращение в установленные сроки. 

Пройдя все эти этапы, вы можете быть уверены, что ваше обращение будет принято к рассмотрению. Сотрудники ФАС назначат дату проведения заседания, на которое будут приглашены обе стороны конфликта. По результатам работы комиссии выносится решение о наличии или отсутствии в деятельности заказчика нарушений. 

Регламентированные сроки подачи жалобы

Сроки, в течение которых могут быть поданы жалобы в ФАС, приведены в пунктах 3, 4, 5 и 6 статьи 105 44-ФЗ. Они будут зависеть от того, какие именно действия заказчика неправомерны. Конкретные сроки приведены в таблице.

Предмет жалобыУстановленные сроки
Нарушения при составлении закупочной документации заказчиком.До завершения срока передачи поставщиками предложений.
Неправомерные действия заказчика при проведении закупочной процедуры.В течение 10 суток с момента размещения в ЕИС финального протокола рассмотрения предложений.
Действия или бездействия заказчика при рассмотрении вторых частей предложений на участие в электронном аукционе.До момента заключения контракта.
Неправомерные действия заказчика при процедуре заключения контракта.До даты визирования договора обеими сторонами.
Нарушения требований законодательства оператором электронной торговой площадкиВ течение 30 суток с даты совершения неправомерных действий.

По истечении указанных сроков ФАС обращений не принимает и не рассматривает. У участника закупки остается право обратиться с жалобой на действия заказчика в суд.

Сроки рассмотрения обращений

Все поступающие в ФАС обращения регистрируются, им присваивается входящий номер. Обязательно фиксируется дата поступления документа. После этого у сотрудников ФАС есть трое суток на то, чтобы назначить время и место заседания комиссии и уведомить об этом обе стороны конфликта. 

Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти суток с момента ее регистрации. По результатам работы комиссии выносится решение. На его документальное оформление сотрудникам контролирующего органа отводится три рабочих дня.

Если поставщик не согласен с результатами рассмотрения своего обращения, он имеет возможность их обжаловать. Для этого он в течении трех месяцев должен обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Такое право устанавливается частями 1 и 4 статьи 198 АПК России.

Поставщик имеет возможность обжаловать любые действия заказчика, которые он считает неправомерными. Но он должен быть готов к тому, что ему придется аргументировать свою позицию на заседании комиссии. Чтобы это заседание состоялось, поставщик должен четко соблюсти все требования и сроки подачи жалобы.

Как обжаловать результаты закупок по ФЗ-44 в ФАС

Срок обжалования протокола по 44 фз

Российское правительство стремится отойти от практики оформления договоров «по знакомству», если речь идет о поставках товаров и услуг госструктурам. Так появились электронные торги, аукционы, тендеры.

Бюджетная организация, нуждающаяся в чем-либо, размещает соответствующую информацию в ЕИС и собирает заявки от претендентов.

Заранее объявляются условия выбора победителя (минимальная цена, выполнение ряда обязательных условий и т.д.). В целом участники торгов оказываются под достаточно жестким прессингом.

Заказчик может отклонить заявку под любым предлогом, например, сославшись на несоблюдение бюрократической процедуры.

Что же делать, если вы полагаете, что действия одной из сторон прямо или косвенно нарушают закон? Обидеться на всех и отказаться вообще от участия в торгах? Юристы ООО «СтарТендер» говорят о том, что свои права можно и нужно отстаивать. И первая инстанция на этом пути — ФАС.

Что может стать причиной для обращения в ФАС

Перечень ситуаций, когда действия одной из сторон могут быть опротестованы, практически неограничен. В частности исполнитель может обжаловать в ФАС действия заказчика в любой из ситуаций, перечисленных ниже:

  • завышены требования в части обеспечения. Заказчик хочет, чтобы обеспечение составляло не 5% от контракта, а 50% и так далее;
  • потенциального исполнителя без объяснения причин отстранили от торгов;
  • заказчик вынуждает победителя отказаться от подписания контракта;
  • в процессе торгов меняются требования к закупаемым товарам или услугам;
  • в закупочной документации указаны требования к товарам или услугам, делающие тендер недоступным для большинства потенциальных исполнителей;
  • в тендерной документации указаны требования к участникам, противоречащие закону и т. д.

Важно подчеркнуть, что приведенный перечень не является полным и исчерпывающим. Определить, что сделано в соответствии с законом, а какие действия добавят работы сотрудникам ФАС может только опытный юрист по госзакупкам, такой, какие работают в ООО «СтарТендер».

В соответствии с действующим законодательством участник торгов может обжаловать действие бездействие не только непосредственно заказчика, но и оператора ЭТП; комиссии, рассматривающей заявки, и отдельных ее членов; контрактных управляющих и т. д.

Важно понимать, что ФАС в любой ситуации не является последней инстанцией, решения которой обжалованию не подлежат. Если подателя жалобы не устраивает вынесенное решение, в дальнейшем можно обращаться в Арбитражный суд по месту нахождения ответчика, если иное не предусмотрено договором или законом.

В какие сроки можно подавать жалобу в фас?

В принципе никто и ничто не может помешать подать жалобу в ФАС сразу после того, как информация о проведении торгов размещена в ЕИС. Но, предусмотрены и крайние сроки, по истечении которых ФАС просто не будет принимать жалобу к рассмотрению.

Так заявителю дается только 10 дней на обжалование действий или бездействия с момента, как в ЕИС размещены:

  • протокол рассмотрения заявок, если речь идет о конкурсе или запросе котировок;
  • протолок запроса предложений, если цель заказчика была именно такова.

Если аукцион или конкурс был закрытым, данные о нем не размещаются в ЕИС, то на подачу жалобы участнику дается 10 дней с момента, как комиссия подписала протокол.

Если речь идет о завышенных требованиях к потенциальным поставщикам, то жалобу в ФАС следует подать до того, как будет объявлено о завершении приема заявок от участников.

Если заказчик отказывается от заключения контракта, выставляет дополнительные требования, не предусмотренные изначально, то у исполнителя время на подачу жалобы ограничено сроком до момента, пока не поставлены подписи ответственных лиц на договоре.

Куда отправлять жалобу на заказчика по 44-ФЗ? Какие реквизиты обязательны?

Направлять жалобу можно в орган ФАС России в своей области, крае или республике. Ехать сразу в Москву нет необходимости.

При составлении жалобы важно соблюсти определенные бюрократические процедуры в оформлении. Нарушение хотя бы одной из них — повод отказать в рассмотрении жалобы по существу.

Обязательные элементы жалобы:

  • юридические и почтовые реквизиты заявителя и лица, действия которого обжалуются. Если одна из сторон — физическое лицо, достаточно указать ФИО, почтовый адрес. Телефон, электронная почта — при наличии подобной информации. ФАС не вправе отказать в рассмотрении жалобы, если данные реквизиты отсутствуют в заявлении;
  • сведения о торгах, аукционе;
  • описание действий или бездействия юридического или частного лица, послуживших поводом для подачи жалобы;
  • документы в обоснование своей позиции.

На заявлении в обязательном порядке ставится дата и подпись лица, наделенного полномочиями заверять подобные документы.

Важно: все подаваемые жалобы размещаются в ЕИС, если речь не идет о закрытых торгах. Ознакомиться с информацией может любой желающий.

В соответствии с законодательством предусмотрены следующие варианты подачи жалобы в ФАС:

  • лично в приемную территориального отдела ФАС. Если задание поручено работнику предприятия, у него должна быть доверенность на совершение подобных действий;
  • направить почтой РФ. В конверт вкладывается опись содержимого. Письмо — заказное, с уведомлением;
  • отправить на электронный адрес ФАС. Обязательное условие — наличие у заявителя ЭЦП.

Причины отклонения жалоб, поданных в ФАС

У участника торгов очень много причин обращаться с жалобами в ФАС. У последней инстанции не меньше поводов отклонить поступившее заявление. Вот только основные причины для отказа в рассмотрении:

  • при составлении жалобы не учтены положения ст. 105 ФЗ-44;
  • отсутствует подпись ответственного лица организации-заявителя;
  • если жалоба подписана не руководителем, а иным лицом, то его полномочия не подтверждены должным образом;
  • не соблюдены сроки подачи жалоб.

Ни одна из перечисленных ситуаций не станет поводом для отказа, если своевременно обратиться в компанию «СтарТендер». Квалифицированные юристы по закупкам проверят предоставленную документацию на соответствие законодательству, выделят важные моменты, подлежащие оспариванию.

Хотите участвовать в торгах и побеждать? Вам доступны в «СтарТендер»:

  • консультации от экспертов в области закупок по ФЗ-44;
  • составление жалоб в полном соответствии с требованиями законодательства
  • отстаивание ваших интересов в ФАС и Арбитражном суде.

Помните, что войну легче предотвратить, чем выиграть. Чтобы не тратить время на судебные разбирательства, закажите в ООО «СтарТендер» полное тендерное сопровождение. Мы возьмем на себя подготовку всех документов на любой стадии участия в торгах. Вас останется только заниматься развитием своего бизнеса!

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: