Преимущества и недостатки среднего бизнеса

Содержание
  1. Достоинства и недостатки малого бизнеса
  2. Основные преимущества малого бизнеса
  3. Главные недостатки малого бизнеса
  4. Плюсы и минусы малого бизнеса: подводим итоги
  5. В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия
  6. Выгода от статуса малого и среднего предприятия
  7. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
  8. Упрощенная система налогообложения
  9. Налоговые, бухгалтерские и иные льготы
  10. Сокращенный срок проверок малых предприятий
  11. Организационные преимущества
  12. Какие организации относятся к субъектам малого предпринимательства
  13. Что такое малый бизнес и каковы главные его особенности
  14. Преимущества и недостатки малого бизнеса
  15. Примеры малого бизнеса
  16. Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу
  17. Идеи малого бизнеса с минимальными вложениями для начинающих с нуля
  18. Консультации в сфере финансов
  19. Сайт для продажи товаров
  20. Продажа запчастей и поддержанных вещей
  21. Где взять средства для открытия малого бизнеса
  22. Отличительные черты малого бизнеса от среднего
  23. Малое и среднее предпринимательство – недостатки и преимущества
  24. Определение субъектов малого и среднего бизнеса
  25. Целевая основа малого предпринимательства
  26. Основные задачи
  27. Государственный учет субъектов делового мира
  28. Получить доступ к информации
  29. Статус малого и среднего бизнеса
  30. Стимулирующая основа бизнеса
  31. Итог

Достоинства и недостатки малого бизнеса

Преимущества и недостатки среднего бизнеса

Фото с сайта Частник

Иметь небольшое предприятие, которое бы приносило стабильный, пусть и невысокий, по меркам миллиардеров, доход хотелось многим из нас. Мы уже писали об идеях, которые можно реализовать без серьезных вложений, настало время поговорить о том, насколько рискованными или, наоборот, удобными они могут быть.

В России понятие малый бизнес четко структурировано и определено. Под эти критерии подходят предприятия, которые принадлежат одному человеку, имеют оборот не более 400 миллионов рублей и 100 сотрудников.

Сегодня поговорим о преимуществах и недостатках малого бизнеса, рассмотрим положительные и отрицательные стороны и выясним, насколько удобно быть предпринимателем в России.

Основные преимущества малого бизнеса

Для начала расскажем о положительных сторонах развития и создания небольшого предприятия

  • Нет необходимости в больших вложениях

Чтобы обеспечить своему бизнесу нормальную работу, вам понадобится небольшой стартовый капитал, средства на который вы сможете либо занять, либо накопить. Кроме того, государству очень важно, чтобы сфера малого бизнеса процветала. Именно поэтому многие банки готовы предложить предпринимателям кредиты под очень низкие проценты.

Важным достоинством небольшого предприятия является тот факт. Что им очень просто управлять. Достаточно одного управляющего и бухгалтера. В крупных компаниях этим занимаются целые отделы. Но вам нет необходимости контролировать работу стольких сотрудников и оплачивать их деятельность.

Кроме того, если вы занимаетесь производством на дому, то вы самостоятельно не только руководите всеми бизнес-процессами, но и отвечаете за доходы и расходы, товарооборот и доставку. А разве можно придумать что-то более надежное, чем личный контроль за самим собой?

Большие корпорации не могут полноценно контролировать качество выполнения услуг и производства товаров.

Руководитель маленькой фирмы имеет возможность не только лично проверять, на каком уровне работают его сотрудники, но и общаться с клиентами, чтобы
самостоятельно выяснить плюсы и минусы.

Ему не надо проводить маркетинговые исследования, чтобы определить отношение заказчиков и тратить дополнительные средства.

  • Гибкость по рыночному спросу

Маленьким компаниям проще подстраиваться под запросы общества и перепрофилироваться в ту отрасль, которая в определенный момент станет пользоваться большей популярностью.

Как правило, на таких предприятиях работает небольшое количество людей, им намного проще сменить род деятельности и сократить объемы производимых ранее товаров.

Кроме того, принять решение об изменении курса можно очень быстро, в то время как в крупных корпорациях необходимо провести ни одно заседание и получить несколько решений. Подобные процедуры всегда сопровождаются большим количеством документации, а вот малым фирмам погрязнуть в бумагах не грозит.

Многие страны мира положительно относятся к предпринимателям, стремящимся развиваться в сегменте малого бизнеса. Ведь чем больше подобных предприятий в стране, тем крепче и богаче её экономика. Рабочие места, налоги, развитие отрасли – именно эти преимущества являются выгодными для любого государства.

В России многие банки готовы предложить малым предпринимателям кредиты по низким ставкам, кроме того, есть возможность получить субсидию от правительства.

Маленькое количество сотрудников сможет сыграть вам на руку и значить укрепить компанию. В коллективах, где друг друга знают, часто поддерживаются доверительные отношения. Такие компании приветствую корпоративную этику и являются более сплоченными. Если у вас до сотни работников, то построить настоящую команду намного проще, чем на предприятиях, где работают тысячи людей.

  • Нет привязанности к одному месту

Малый бизнес отличается мобильностью. Если вы владеете собственным салоном красоты или кафе, то вы с легкостью сможете переместиться в другое место и разместить заведение там. А если имеете собственный сталелитейный завод, то переехать вряд ли удастся просто и быстро. Кроме того, подобная перестройка может привести к тому, что вы просто проговорите.

Главные недостатки малого бизнеса

Фото с сайта IpadInsider.ru

  • Сдержанность денежных потоков

Одним из основных недостатков малого бизнеса является тот факт, что подобные предприятия очень ограничены с материальной точки зрения.

Владельцы таких компаний должны тщательно обдумывать все свои решения и инвестировать только в то, что может действительно принести какие-то доходы.

Да, у них практически нет права на ошибку, но подобное положение заставляет их мыслить более широко и способствует личностному развитию.

  • Конкуренция с большим бизнесом

Небольшим компаниям всегда придется конкурировать с крупными и авторитетными производителями. Все от того, что инвесторы и клиенты отдают предпочтение опыту и репутации. Как правило, крупнейшие корпорации имеют и то, и другое.

В этом случае опять все зависит от руководителя, ведь ему необходимо будет нанять только профессионалов, строго контролировать их работу и отдаваться своему делу, чтобы его компания занимала достойное место даже в ряду промышленных гигантов.

Вам придется испытывать определенные неудобства с тем, что потребуется потратить достаточно большое количество времени на получение разнообразных лицензий и разрешений.

Некоторые разновидности патентов на определенные виды деятельности малым предпринимателям вообще не получить. Что касается оформления своего дела, то здесь нет никаких проблем.

Мы уже рассказывали о том, как зарегистрировать ИП или ООО.

  • Затратные производственные издержки

Крупные компании значительно экономят средства, закупая большие партии необходимых материалов по низкой цене. Небольшим фирмам не требуется такого объема закупок, они вынуждены тратить большее количество средств на мелкие, но частые партии.

Особенно эта проблема становится актуальной в кризис. Люди значительно урезают доходы, спрос на некоторые товары и продукцию пропадает. Например, если вы имеете агентство по организации праздников, то скорее всего почувствуете, как сократится количество заказов.

Потенциальным клиентам проще самостоятельно организовать торжество, чем тратит средства и платить профессионалам. А вот большие предприятия легче переживают кризис, они имеют право получить более низкую налоговую ставку или же обеспечить себя грантом от государства.

Малый бизнес не имеет подобных привилегий, поэтому в тяжелые времена первый попадает в зону риска.

Ещё одним недостатком малого бизнеса можно считать возможность поглощения более крупной компанией.

В этом случае корпорация получает очередной филиал, а небольшая фирма перестает быть отдельным и независимым предприятием. Однако такое всегда происходит по обоюдному согласию сторон.

Времена 90-х давно прошли. Никто не заставит вас насильно присоединиться к промышленному концерну и стать его частью.

Плюсы и минусы малого бизнеса: подводим итоги

Фото с сайта: prbkbr.ru

Итак, мы рассмотрели достоинства и недостатки малого бизнеса. Как видите, и тех и других достаточно. Однако хочется отметить, что отрицательные стороны такого рода предпринимательства не должны вас пугать. Важно заручиться четкой целью, составить бизнес-план, не принимать поспешных решений и внимательно следить за функционированием своей компании.

Малый бизнес хорош тем, что без больших капиталовложений он может перерасти в крупную компанию, которая станет делом всей вашей жизни. Как правило, такой рост происходит в течение нескольких лет.

К этому времени руководитель успевает состояться как уверенный в себе бизнесмен, компания прочно устанавливается на рынке, заводит постоянных клиентов, создаёт себе определенный имидж.

Малый бизнес с государственной поддержкой и грамотным владельцем – это хорошая возможность стать успешным и богатым. Попробуйте начать претворять свои идеи в жизнь и не бояться сделать первый шаг.

В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия

Преимущества и недостатки среднего бизнеса

Малые и средние предприятия имеют как преимущества, так и недостатки, которые отличают их от крупных. К преимуществам относятся:

  • финансовая поддержка со стороны государства ;
  • возможность применять упрощенную систему налогообложения ;
  • налоговые, бухгалтерские и иные льготы ;
  • дополнительные гарантии при проверках ( сокращенный срок проверок и даже полное освобождение от плановых проверок при определенных условиях) .

Выгода от статуса малого и среднего предприятия

Все эти преимущества установлены на законодательном уровне и прежде всего в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ). Кроме того, малый размер таких компаний сам по себе означает и ряд организационных преимуществ .

Недостатки ведения бизнеса в форме малых и средних предприятий не связаны с какими-либо дополнительными обязанностями, а вытекают из самого размера предприятия. К таким недостаткам часто относят то, что малые и средние предприятия:

  • имеют незначительный масштаб деятельности (если размер дохода превышает определенные лимиты, предприятие теряет статус малого или среднего);
  • менее конкурентоспособны по сравнению с более крупными компаниями;
  • вызывают у контрагентов и клиентов сомнения в своей надежности;
  • зачастую не могут получить кредит, поскольку банки не уверены в их платежеспособности.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

Небольшие компании, как правило, ограничены в денежных средствах. Поэтому прежде всего государство помогает им финансово – в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов ( ст. 17–25 Закона № 209-ФЗ ). На эти цели выделяют:

  • субсидии, то есть бесплатную и безвозвратную финансовую помощь ( ст. 78 БК РФ );
  • бюджетные инвестиции ( ст. 80 БК РФ );
  • государственные и муниципальные гарантии ( ст. 115 БК РФ ).

Субсидии можно потратить на приобретение основных средств, оснащение рабочих мест, возмещение затрат по кредиту, аренду, сырье и материалы и другие цели, которые необходимы для бизнеса.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г.

№ 1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Также предприятия малого и среднего бизнеса могут получить государственное и муниципальное имущество, например земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое имущество они могут получать в долгосрочное пользование безвозмездно или на льготных условиях, в том числе по льготным ставкам арендной платы, или в собственность ( ст. 18 Закона № 209-ФЗ ).

Кроме того, такие предприятия вправе пользоваться ( ст. 20 Закона № 209-ФЗ ):

  • консультационными услугами;
  • компенсацией затрат на оплату этих услуг.

Государство создает информационные системы и сайты для информационной поддержки малого и среднего бизнеса, а также поддерживает их в сферах:

  • образования;
  • инноваций и промышленного производства;
  • ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности и т. д.

Финансовая и имущественная помощь осуществляется на основе специальных федеральных, региональных и муниципальных программ.

Упрощенная система налогообложения

Возможность применять упрощенную систему налогообложения – одна из главных выгод для малого и среднего бизнеса ( гл. 26.2 НК РФ ). Дело в том, что при ее применении предприниматели платят ( п. 2 ст. 346.11 НК РФ ):

  • налог на прибыль (кроме доходов, которые облагаются по ставкам, предусмотренным пунктами 1.6 , 3 и 4 ст. 284 НК РФ);
  • налог на имущество (кроме налога на объекты недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);
  • налог на добавленную стоимость (кроме налога за ввоз товаров на территорию России, а также уплачиваемого по ст. 174.1 НК РФ ).

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, необходимо направить уведомление в налоговый орган по месту нахождения организации ( п. 1 ст. 346.13 НК РФ ).

Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

Зявление можно направить в электронной форме на основании приказа ФНС России от 16 ноября 2012 г.

№ ММВ-7-6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме».

Чтобы перейти на эту систему со следующего года, нужно направить извещение не позднее 31 декабря календарного года ( ст. 346.13 НК РФ ).

Вновь созданное предприятие уведомляет налоговую инспекцию не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Это можно сделать и сразу при подаче документов для регистрации малого или среднего предприятия.

Если доходы предприятия превысят 60 000 000 руб., оно утрачивает право пользоваться упрощенной системой налогообложения ( п. 4 ст. 346.13 НК РФ ).

Налоговые, бухгалтерские и иные льготы

Для малых и средних предприятий закон предусматривает ( ст. 7 Закона № 209-ФЗ ):

  • упрощенное ведение налогового и бухгалтерского учета ( информация Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • упрощенное составление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;
  • особые гарантии участия в госзакупках ( ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);
  • льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество ( постановление Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. № 961 );
  • упрощенные формы налоговых деклараций и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий ( указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Рекомендации о том, как правильно организовать бухучет, а также использовать кассовый метод учета доходов и расходов малому бизнесу, содержит приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Сокращенный срок проверок малых предприятий

Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. А с 1 января 2021 года и вовсе установлен мораторий на проведение плановых проверок для большинства малых предприятий .

Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать:

  • 50 часов в год – для малого предприятия;
  • 15 часов в год – для микропредприятий.

На это указано в части 2 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Ограничения сроков в отношении малых предприятий действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке действует не специальное, а общее ограничение – до 20 рабочих дней.

Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 . Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия (при наличии печати) ( ч. 10 ст. 16 Закона № 294-ФЗ ).

На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются ( ст. 89 НК РФ , ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

С 1 января 2021 года вступил в силу запрет на плановые неналоговые проверки малых предприятий. Он продлится до конца 2021 года ( ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

На внеплановые проверки этот запрет не распространяется. Их будут проводить, как и раньше (письма ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15 , Генпрокуратуры России от 23 октября 2015 г. № 2-9265-15 ).

Мораторий на проведение проверок преследует определенные цели – развитие малого бизнеса и сокращение препятствий для его деятельности.

Вместе с тем, из этого запрета установлены три исключения.

1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом. Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ , имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии малого предприятия;
  • с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или принято решение, прошло менее трех лет.

На практике это означает, что:

  • организацию, которая за указанный период не нарушала закон, нельзя включать в план проверок и проводить их ( ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ );
  • если организация, не нарушавшая закон, обнаружила себя в плане проверок, она может написать заявление об исключении из плана ( ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ).

Порядок подготовки ежегодного плана проверок и внесения в него изменений установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Форму заявления об исключении из плана проверок, порядок его подачи и перечень прилагаемых документов определяет постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г.

№ 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

2. Не освобождаются от проверок малые предприятия, которые действуют в определенных сферах, а именно в ( ч. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ ):

  • здравоохранении;
  • образовании;
  • социальной сфере;
  • сфере теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень таких видов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

3. Запрет на проведение проверок не затрагивает надзор в области:

  • промышленной безопасности и пожарного надзора предприятий, которые эксплуатируют производственные объекты I или II класса опасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений в отношении организаций, эксплуатирующих сооружения I или II класса опасности;
  • обеспечения радиационной безопасности;
  • использования атомной энергии и т.д.

Все виды надзора, на которые не распространяется указанный запрет, называет часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ.

Это связано с тем, что такая деятельность может создавать угрозу жизни и здоровья граждан и требует постоянных проверок, которые нельзя ограничить или запретить.

Исключения из запрета на проведение плановых проверок
1Предприятия, которые нарушали КоАП РФ (если с даты окончания проверки прошло менее трех лет)часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ
2Организации, действующие в определенных сферах (здравоохранения, образования и др.)часть 1 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗпостановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944
3Отдельные виды надзора контролирующих органов (использование атомной энергии, обеспечение радиационной безопасности и др.)часть 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ

Организационные преимущества

К организационным преимуществам малого и среднего предпринимательства относятся:

  • небольшие расходы на стартовый капитал (чтобы создать малое или среднее предприятие, потребуется меньше вложений, чем необходимо для крупного);
  • невысокие расходы в процессе деятельности;
  • несложная система управления (ими проще управлять, поскольку работников немного и нет запутанной структуры подчиненности);
  • быстрота и гибкость принятия решений, так как нет бюрократических препятствий;
  • легкость адаптации к новым условиям, например, они более мобильно реагируют, если необходимо переориентировать производство, сменить месторасположение и т. д.

«В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия»

Какие организации относятся к субъектам малого предпринимательства

Преимущества и недостатки среднего бизнеса

Малый бизнес – это небольшая фирма или предприятие, которое принадлежит частному лицу. Для организации характерны небольшие объемы производства, сравнительно маленькая выручка, ограниченное количество персонала. Перед выбором этой формы предпринимательства стоит проанализировать основные отличительные особенности.

Для малого бизнеса характерны четко установленные критерии

Что такое малый бизнес и каковы главные его особенности

С правовой точки зрения, это направление деятельности регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К малому бизнесу относятся:

  • граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или фермерских хозяйств;
  • зарегистрированные потребительские кооперативы или коммерческие компании – исключением считаются муниципальные или государственные организации.

Что же такое малый бизнес? Основной характеристикой этого определения считается ограничение количества работников. По законодательству РФ, их число за прошедший год должно быть не больше 100. Также существуют микропредприятия. Количество сотрудников в таких фирмах не превышает 15 человек.

Еще одной важной особенностью считается выручка. Этот параметр не должен превышать 800 миллионов рублей за истекший год для предприятий малого бизнеса и 60 миллионов для микропредприятий.

Выручка малых предприятий за истекший год должна быть меньше 800 миллионов рублей

Для малых предприятий приемлема работа по договору франчайзинга. Благодаря этому начинающие фирмы могут использовать технологии крупных корпораций. Однако это понятие нельзя применять ко всем отраслям. Его чаще всего используют в туризме, торговле, сфере общественного питания.

Важно! Сегодня оформить малый и средний бизнес несложно. Это обусловлено тем, что государство старается оказывать ему максимальную поддержку.

Отличительной особенностью малого бизнеса считается вовлеченность собственника компании в процесс работы. При этом в крупных организациях инвестор лишь предоставляет начальный капитал, тогда как управлением бизнесом занимаются обученные люди.

Именно с этим связано эмоциональное отношение начинающих бизнесменов к своему делу. Если доверять в этом деле только эмоциям, все может плохо закончиться.

Ограничение доступа к рынку капитала препятствует использованию большого количества инструментов. Это негативно сказывается на качестве рекламной политики организации.

Нередко представителям малого бизнеса приходится искать самые дешевые методы привлечения клиентов, что не лучшим образом отражается на выручке.

Важно! Низкая капитализация уменьшает привлекательность предприятий на рынке. Это означает, что получение капитала может усложняться.

Помимо указанных особенностей, для представителей малого бизнеса характерны следующие черты:

  • Небольшая территория. В этом случае речь идет о площади, которую занимает офис, и сфере обслуживания клиентов.
  • Ограниченный набор сфер деятельности. По такому принципу могут функционировать магазины, небольшие клиники, частные учебные заведения или турагентства.
  • Минимум проверок. Контролирующие органы дают небольшим компаниям надзорные каникулы. После их завершения годовой срок проверок не превышает 50 часов.

Преимущества и недостатки малого бизнеса

Малый бизнес имеет много преимуществ:

  • Малый бизнес нуждается в меньшем количестве стартового капитала. Это дает возможность открыть фирму с меньшим числом учредителей. Иногда он является единственным.
  • Для малых предприятий характерна более простая структура управления. Они имеют меньше руководителей и других лиц, которые принимают решения. Это дает возможность избежать конфликтов и уменьшить временные затраты на принятие решений.
  • Небольшие размеры компании упрощают контроль над ее функционированием. Безусловно, следить за работой 3 сотрудников значительно проще, чем за 1000. Это дает возможность сделать работу более продуктивной, сократить временные затраты на нерабочие занятия.
  • Небольшие фирмы считаются более гибкими и мобильными. Переместить промышленный комплекс в новое место может быть весьма проблематично, тогда как небольшая парикмахерская может переехать в новое здание буквально за день. Также небольшим фирмам намного проще переориентироваться, сменив направление деятельности или отказавшись от неактуальных услуг.
  • Малые предприятия нередко реализуют новые идеи. Это считается большим преимуществом для экономики.
  • Небольшие организации оказывают более качественные услуги по сравнению с крупными сетями. Многие люди предпочитают посещать магазины около дома, поскольку там знают их предпочтения и могут дать советы. Для крупных сетей характерны централизованные стандарты обслуживания. Они не всегда принимают во внимание специфику региона, что в отдельных ситуациях делает обслуживание некомфортным.

Обратите внимание! Малый бизнес часто получает поддержку от государства. Нередко представителям таких структур предоставляют льготные налоговые условия.

Для субъектов малого бизнеса характерна достаточно простая и гибкая структура

Помимо достоинств, для малого бизнеса характерны и некоторые недостатки:

  • Небольшой размер капитала и трудности с его привлечением ограничивают возможности развития. Инвесторы и банки чаще предпочитают иметь дело с крупными корпорациями и значительно охотнее предоставляют им денежные средства в оборот.
  • Некоторые виды деятельности подразумевают экономию благодаря эффекту масштаба. Небольшим организациям в таких условиях будет очень сложно вступать в конкуренцию с более крупными, которые имеют меньшие затраты.
  • Небольшим фирмам сложнее получить разрешение или лицензию на конкретные виды деятельности.
  • Представители малого бизнеса отличаются меньшим запасом прочности по сравнению с крупными корпорациями. В кризисных условиях большие организации могут оптимизировать издержки, уменьшить количество персонала и при этом продолжать функционировать. Для небольших предприятий потеря нескольких крупных клиентов или задержка оплаты могут стать губительными.
  • Проблемой малого бизнеса считается низкая квалификация руководителя. В больших организациях сотрудники могут учиться и советоваться с коллегами. Также в подобных компаниях возможна узкая специализация. В малом бизнесе руководитель часто отвечает за все процессы. Это повышает риск совершения ошибок.

Примеры малого бизнеса

Понять, что же такое малый бизнес, можно, по нескольким примерам. К такой форме предпринимательства можно отнести:

  • небольшой продовольственный магазин;
  • киоск шаурмы;
  • хостел;
  • рекламное агентство;
  • информационный сайт;
  • парикмахерскую.

Важно! Небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели помогают сделать жизнь комфортнее. При этом их успешность зависит от правильности выбора ниши на рынке и стратегии развития.

Немаловажное значение имеет применение новых подходов к ведению бизнеса. Только использование инновационных технологий и новых методов устранения проблем поможет стать бизнесменам успешными.

Одним из примеров малого бизнеса может стать создание сайтов

Критерии отнесения к малому и среднему бизнесу

Существует много критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства. Они отличаются определенными особенностями.

Первым из ключевых критериев малого и среднего предпринимательства считается участие в капитале. Это касается юридических лиц. Суммарная доля субъектов РФ в уставном капитале не должна быть выше 25 %. Исключением считаются активы акционерных инвестиционных фондов, товариществ, закрытых паевых фондов.

Следующим критерием считается численность работников. Для среднего бизнеса она должна составлять 101-250 человек. Если рассматривается малое предпринимательство, критерии принадлежности к нему исчисляются сотней человек. Что касается микропредприятий, этот показатель не должен превышать 15 работников.

Дополнительная информация. Средняя численность сотрудников за календарный год оценивается с учетом всех его работников.

При этом нужно включить в общее число персонал, который работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству. Важно учитывать реально отработанное время.

Также нужно ориентироваться на количество сотрудников, которые работают в филиалах, представительствах и прочих подразделениях.

Еще одним критерием классификации субъектов предпринимательской деятельности считается выручка от реализации товаров, работ или услуг. Она рассчитывается без учета НДС. Также стоит принимать во внимание балансовую стоимость активов.

Для микропредприятий этот параметр не должен превышать 120 миллионов рублей. Критерии малого бизнеса соответствуют 800 миллионам рублей. Для средних предприятий этот параметр составляет 2000 миллионов рублей.

Если рассматривается крупный бизнес, критерии будут выше.

Идеи малого бизнеса с минимальными вложениями для начинающих с нуля

Чтобы добиться успехов в предпринимательской деятельности, рекомендуется создавать инновационный бизнес. Также эффективным решением станет организация, которая применяет нестандартные подходы к решению проблем.

Обратите внимание! Людям, которые имеют креативное мышление, удается создавать организации с минимумом вложений. При этом они приносят отличный доход.

Консультации в сфере финансов

Актуальным и современным направлением бизнеса считается консультирование в финансовой сфере. Многие люди интересуются правилами рационального использования средств, получения кредитов, выгодного вложения финансов, уплаты налогов.

Перспективным и популярным направлением бизнеса считается предоставление финансовых консультаций

Сайт для продажи товаров

Представителям малого бизнеса стоит обратить внимание на создание сайта, с помощью которого можно будет реализовывать товары или предоставлять услуги. При этом проект можно продолжать развивать или продать портал за приличную сумму.

Важно! Бесспорным достоинством этого направления деятельности считается его доступность для людей разного возраста. Заниматься таким бизнесом можно в любом регионе.

Продажа запчастей и поддержанных вещей

В кризисное время люди стараются избегать покупок новых вещей. Потому актуальным направлением становится торговля запчастями или подержанными вещами. Весьма перспективным вариантом заработка станет даже обычное хранение и последующая реализация подержанных шин.

Чтобы начать свое небольшое дело, рекомендуется задействовать такие источники дохода:

  • использовать свои личные сбережения;
  • взять деньги в долг у родственников или знакомых;
  • привлечь инвестора или соучредителя для фирмы, установив выгодные для себя условия;
  • взять банковский кредит – важно просчитать для себя возможности его погашения.

В качестве источников средств можно рассматривать кредит или собственные сбережения

Отличительные черты малого бизнеса от среднего

Чтобы определить отличия малого и среднего бизнеса, нужно проанализировать их основные особенности:

  • Число сотрудников на малом предприятии может составлять 16-100 человек. Для средней компании этот параметр – 101-250 человек. Если в организации работает до 15 сотрудников, она относится к микропредприятиям.
  • Выручка от работы или балансовая стоимость активов представителя малого бизнеса составляет не больше 800 миллионов рублей по данным отчетности прошлого года. Для среднего бизнеса этот параметр должен составлять не больше 2000 миллионов рублей.

Одной из особенностей малого бизнеса считается сравнительно небольшое количество сотрудников

Малый бизнес – это перспективная и популярная форма ведения хозяйственной деятельности. Чтобы работа была максимальной успешной и результативной, необходимо правильно подобрать сферу деятельности и тщательно спланировать ее.

Малое и среднее предпринимательство – недостатки и преимущества

Преимущества и недостатки среднего бизнеса

Закон определяет малый и средний виды бизнес, как одни из основных направлений приложения творческой и деловой активности граждан. Понятие малого предпринимательства отражает закон.

Его положения о МСП регулирует статус и отношения между государством и субъектами бизнеса. Его основа – государственный электронный реестр субъектов предпринимательства.

Стимулом к поощрению и развитию – фонд развития МСП.

Практически, все направления экономики страны нуждаются в расширенной структуре малых и средних предприятий, творческой активности индивидуальных предпринимателей. Только предприимчивость масс способна обеспечить надлежащий уровень конкуренции на рынке товаров, услуг, труда, что будет способствовать росту как материального, так и делового потенциала.

Определение субъектов малого и среднего бизнеса

Закон трактует, что любое малое или среднее предприятие, а также другие организации, которые занимаются коммерцией и получают прибыль – являются субъектами МСП. Критерии такого отнесения, предполагают их занесение в государственный реестр. Также, к субъектам МСП относятся:

  • кооперативы, которые занимаются производством, сельскохозяйственной деятельностью;
  • различные хозяйственные партнерства;
  • крестьянские или фермерские структуры.

Различные организации и учреждения, не получающие прибыль, а также, имеющие статус государственных, коммунальных и других подобных образований, не есть субъектами малого и среднего бизнеса. Критерии, по которым определяется статус той или иной организации, предприятия, устанавливает государство и закон. К ним относится:

  • максимальный годовой доход субъекта предпринимательства;
  • количество занятых работников;
  • возможность и порядок присутствия в капитализации малого и среднего бизнеса, других субъектов предпринимательства.

Для ИП, не имеющих штатных работников, а также для тех, кто работает на патентной основе налогов, критерии установлены как для микропредприятий.

Установленные нормативы для МСП следующие:

  • для микропредприятия: предельная годовая выручка 800 млн. рублей, численность – до 100 работающих;
  • для малого предприятия: предельная годовая выручка 120 млн. рублей, численность – до 15 работающих;
  • для среднего: предельная годовая выручка 2 млрд. рублей, численность – до 250 работающих.

Целевая основа малого предпринимательства

Программа малого предпринимательства имеет очень большое значение для экономики всей страны. С помощью развития сферы малого бизнеса решаются вопросы не только экономического роста, но и социального обеспечения населения, его занятости, всеобщей трудовой активности.

Недаром составляющая малого предпринимательства в валовом национальном продукте развитых европейских стран достигает 60%. В России этот показатель едва доходит до 15%.

А число занятых индивидуальным трудом, малым и средним бизнесом составляет около 10% -12% от трудоспособного населения.

Для интенсификации развития трудовой деятельности многие начинающие бизнес обращаются в фонд развития предпринимательства, который на льготных условиях предоставляет государственную помощь. Это дает большие преимущества тем, кто имеет хороший бизнес-план, но не имеет достаточно средств для его реализации.

Тем не менее, имея большой потенциал и экономическую мобильность, малый бизнес в своей организационной сути содержит и определенные недостатки:

  • стихийность в управлении, недостаток опыта и знаний в решении производственных и коммерческих вопросов;
  • нехватка ресурсов, технического и технологического обеспечения торговли, производства;
  • недостаточный фонд помощи развитию МСП, недостатки законодательной базы;
  • социальная незащищенность отдельных предпринимательских направлений и программ.

Основные задачи

Роль малого предпринимательства в экономике страны должна только расти, а недостатки вовремя исправляться. Среди задач по совершенствованию уровня развития МСП такие:

  • создание условий на упрощение регистрации предприятий и предпринимателей, их своевременное занесение в реестр;
  • закон должен способствовать более динамичному финансированию программ малого и среднего бизнеса;
  • упрощение решения вопросов предоставления в аренду, покупки производственных площадей, товарно-материальных ценностей, всего того, что составляет ресурсную базу бизнеса;
  • развитие консультативной и социальной помощи для субъектов МСП.

Государственный учет субъектов делового мира

В настоящее время работает единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. Он размещен на сайте налоговой службы и содержит всю необходимую информацию о субъектах МСП. Данная информация постоянно актуализируется, благодаря сведениям налоговой отчетности. Реестр содержит следующие данные:

  • полное наименование ИП или юридического лица;
  • место регистрации или нахождения субъекта, его индивидуальный налоговый номер;
  • сведения о категории, к которой относится данное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • виды малого предпринимательства, направление деятельности субъекта согласно ОКВЭД;
  • если деятельность подлежит лицензированию, то указываются сведения о ее наличии.

При необходимости субъекты предпринимательства могут заносить в реестр другие, нужные для статуса предприятия сведения:

  • о новизне производимого товара, его технологичности и наукоемкости;
  • сообщение о занесении субъекта предпринимательства в реестр предприятий, которые работают на госзаказ;
  • сведения о наличии контрактов по госсзакупках;
  • дополнительную информацию, расширяющую информативность бизнеса МСП.

Получить доступ к информации

Для того, чтобы такие данные были занесены в реестр, необходимо пройти процедуру авторизации с наличием электронной подписи.

Факт занесения такой информации в реестр не требует дальнейшего представления документов, которые требует фонд поддержки работы с госсектором.

Раньше, любой государственный фонд или госпрограмма, которые были открыты для работы, требовали предоставление пакета бухгалтерской и финансовой отчетности, других документов, подтверждающих способность к сотрудничеству.

Войти в реестр можно по своему номеру ИНН или по наименованию.

Можно произвести корректировку данных, актуализировать сведения, добавить или убрать информацию в реестр по своей заявке. Занесение данных о предприятии в реестр свидетельствует о готовности его для работы с любым сектором экономики, возможности обращаться в фонд поддержки малого и среднего бизнеса, а также, другие структуры государственного контроля и управления.

Статус малого и среднего бизнеса

Закон о развитии малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства, прежде всего, преследует цели, которые способствуют его всемерному развитию. Государственный фонд, реестр, другие акты и постановления служат одному – экономическому росту. Критерии, по которым производится оценка и контроль бизнеса, направлены на следующее:

  • создать прозрачную работу для субъектов делового мира страны, убрать недостатки, обеспечить самозанятость населения и экономическое развитие бизнеса;
  • стимулирование создания новых рабочих мест на производствах, в сфере услуг, индивидуальной трудовой деятельности;
  • уменьшить бюджетное давление на пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд пособия по безработице;
  • создать условия для роста новых производств, выпуска передовых товаров на основе инновационного развития и становления.

Стимулирующая основа бизнеса

Для того, чтобы обеспечить такие условия работы малого и среднего бизнеса, предусмотрены различные стимулирующие факторы и преимущества, которые способствуют динамике предпринимательского процесса. Государство и закон предусматривают целый ряд льгот, преференций и мероприятий, направленных на стимуляцию бизнеса:

  • Льготы по различным видам налогообложения для разного вида деятельности, стимуляции конкретных направлений деятельности. Например, упрощенная система налогообложения, которую устанавливает закон, патентная система, специальная система налогов для сельхозпроизводителей. При регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя предоставляется льготный режим – так называемые налоговые каникулы. Данный режим, а также его преимущества, регулируются региональными постановлениями.
  • Преференции по финансам. Закон устанавливает льготные системы и критерии стимулов для тех предприятий, которые разрабатывают и внедряют передовые технологии, новые товары и услуги. Для них работает фонд специального развития и стимулирования, грантовая система поощрений, субсидиальная форма стимулирования. Предусмотрены льготы по кредитованию, таможенные и другие преференции предоставляемые государственными органами.
  • Льготы по администрированию предпринимательской деятельности. Они предполагают упрощенную отчетность, различные способы проведения закупочной деятельности, упрощенную кассовую дисциплину. Предполагается упрощенный наем работников для выполнения трудовых обязанностей, специальный режим расчетов и начисления заработной платы. Госорганы могут предоставлять гарантии по получению кредитов, выступать поручителями в разного рода торговых и финансовых сделках.

Итог

В своей совокупности, закон, по которому работает деловой мир и стимулирующие мероприятия всегда оправданы. Они способствуют тому, что экономика приходит в режим динамичного развития многих ее направлений.

Оперативное внимание государства к тем процессам, где замечен тормоз в развитии, всегда приносит успех и разрешение проблемных вопросов.

В итоге, развитие малого и среднего бизнеса приносит ожидаемые результаты и преимущества, которые наблюдаются в виде роста социальной и трудовой сферы страны.

Роль малого предпринимательства в экономике основополагающая по возможностям и социальной значимости, поэтому требует такого же уровня внимания со стороны государства.

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: