Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой

Содержание
  1. Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой
  2. Конституция
  3. 9. Законы: понятие, признаки, виды
  4. Законы. Их виды и особенности
  5. Ваш IP-адрес заблокирован
  6. Какой закон имеет высшую юридическую силу
  7. Юридическая сила правовых актов
  8. Какой закон имеет высшую юридическую силу в сфере гражданского права
  9. Какие документы и законы имеют высшую юридическую силу?
  10. Конституция Российской Федерации
  11. Нормативный документ обладающий высшей юридической силой
  12. Более высокой юридической силой обладает
  13. Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?
  14. Что такое правовой акт?
  15. Правовые акты: кто сильнее?
  16. Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
  17. Иерархия законов по юридической силе
  18. Иерархия подзаконных актов
  19. Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
  20. Соотношение общих и специальных норм права
  21. Нормативный правовой акт (НПА)
  22. Виды НПА
  23. Важно!Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.
  24. One more step
  25. Высшей юридической силой обладают
  26. 9. законы: понятие, признаки, виды
  27. Основы учения о конституции

Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой

Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой

События в мире. Новые статьи. Система законодательства. Система законодательства – это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт – это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Конституция
  • 9. Законы: понятие, признаки, виды
  • Законы. Их виды и особенности
  • Нормативный правовой акт
  • Ваш IP-адрес заблокирован.

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма источник права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого “законом”, авторы бесчисленных книг и статей предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт, его содержания, социальной роли и назначения.

Конституция

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные, типичные общественные отношения.

В большинстве современных государств закон признается ведущим, наиболее авторитетным источником права.

В России общепринято, что законы регулируют только наиболее важные, типичные вопросы общественной и государственной жизни. В Великобритании, например, статут закон может быть принят парламентом по любому вопросу В зависимости от юридической силы законы подразделяются на основные конституции , конституционные, органические и обычные.

Конституция основной закон 16 обладает наивысшей юридической силой, это государственно-политический документ учредительного характера, базис всей правовой системы.

Именно основной закон государства определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, систему, полномочия и порядок формирования высших государственных органов, основы правосудия.

Особый статус конституции находит свое выражение в особой процедуре принятия, изменения и дополнения Законы о поправках в Конституцию РФ являются самостоятельным видом законов. Конституционный Суд РФ в решении от 31 октября года о толковании статьи Конституции РФ указал на особую юридическую силу и процедуру принятия такого закона.

После вступления в силу и подписания его Президентом РФ, такой закон становится неотъемлемой частью Конституции, создавая её новую редакцию.

В России особенности федеральных конституционных законов по сравнению с федеральными законами определяются, во-первых, особым предметом регулирования указанных законов они принимаются лишь по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ , во-вторых, более сложной процедурой принятия.

Президент РФ не обладает правом вето на такого рода законы. Органические законы занимают промежуточное положение между Конституцией и обычными законами. В отечественной юридической практике они не используются, их функцию фактически выполняют конституционные законы.

Органические законы характерны для Франции, Италии и направлены на развитие конституционных норм. В отличие от конституционных законов, они могут быть приняты по любому вопросу, однако в более сложном порядке, чем обычные законы.

Обычные законы составляют основной массив законодательства государства. Процедура их принятия более простая, по сравнению с конституционными законами. Они должны соответствовать конституции и конституционным законам.

Все обычные законы можно подразделить на кодифицированные и текущие.

Кодифицированные законы собственно кодексы, основы законодательства, уставы призваны объединить и систематизировать достаточно большой массив правовых норм и регулируют обширную сферу общественных отношений.

Такой закон обычно возглавляет систему нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или даже институт законодательства Текущие законы регулируют сравнительно узкую группу общественных отношений. В федеративном государстве особую группу образуют законы, принимаемые субъектами федерации по вопросам, отнесенным к ведению субъектов.

Такие законы не могут противоречить конституции государства и федеральным законам. Спорным является вопрос о выделении в качестве самостоятельного вида законов о ратификации и денонсации международных договоров. Законодательство особо выделяет этот вид законов, предусматривает особенности процедуры принятия и вступления в силу.

На основании принятого Федеральным Собранием РФ закона Президент подписывает Ратификационную грамоту, которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Отдельным видом являются модельные законы — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.

В России такие законы появились после создания СНГ, носят рекомендательный характер, служат основой, ориентиром для законодательства государств-участников Союза. Распространены такие законы и в федеративных государствах.

В США, например, такие акты являются рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

По времени действия законы делятся на временные, действующие в течение указанного самим законом срока, и постоянные, принимаемые на неопределенный срок и действующие до его отмены, а также чрезвычайные, начинающие действовать при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера.

Теория государства и права в вопросах и ответах. Законы: понятие, признаки, виды: Понятие и признаки законности, ее значение в жизни общества и в функционировании государства.

Гарантии законности и способы ее обеспечения в современных условиях. Понятие, задачи, значение и виды производств по проверке законности, обоснованности и справедливости приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу Глава 2.

Понятие, признаки и виды юридических лиц Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный порядок. Норма права: понятие, признаки, виды. Закон в системе источников конституционного права. Виды законов в Российской Федерации 3. Законы как источник права. Виды законов 1.

Понятие и виды источников страхового права. Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления Монархия: основные признаки и виды. Понятие и признаки нотариального действия Глава XX. Понятие и основные признаки права Понятие и признаки права. Понятие и признаки недвижимости Понятие и признаки государства.

9. Законы: понятие, признаки, виды

Нормативный правовой акт в Российской Федерации а также во многих других странах с романо-германской правовой системой является основным, доминирующим источником права.

Нормативные правовые акты в отличие от других источников права принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму кроме того, они составляются по правилам юридической техники. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.

Законы. Их виды и особенности

Закон обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Нормативный контроль. Законом называется обладающий высшей юридической силой. Теория государства и права в схемах и определениях. Закон юрид.

Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства [1]. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.

Конституции дается такое юридическое обозначение: нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях , закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности [1].

Теория общественного договора определяет Конституцию как договор между населением и государством , где определяется порядок формирования государства и взаимоотношение сторон.

На уроке мы рассмотрим понятие нормативно-правового акта как основного источника права и главную его разновидность — закон. Вы узнаете, чем законы отличаются от других нормативно-правовых актов, какие виды законов существуют в нашей стране, а также познакомитесь с правилами действия законов во времени и в пространстве.

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные, типичные общественные отношения.

В большинстве современных государств закон признается ведущим, наиболее авторитетным источником права. В России общепринято, что законы регулируют только наиболее важные, типичные вопросы общественной и государственной жизни.

В Великобритании, например, статут закон может быть принят парламентом по любому вопросу

Ваш IP-адрес заблокирован

.

.

Конституция Российской Федерации — основной закон государства принято понимать основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и 1) кодифицированные — состоящие из одного нормативного акта под Конституция в современном значении этого понятия является актом.

Какой закон имеет высшую юридическую силу

Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой

Законодательная юридическая сила складывается из различных положений органов, которые его издавали. Юридическая сила представляется как мера сортировки нормативных правовых актов, их деления на два типа:

  • законы, имеющие наивысшую правовую мощь;
  • подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

Юридическая сила правовых актов

Понятие юридическая сила позволяет установить соотносимость и соподчиненность правового акта с другими актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, правовой системе.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Что в Российской Федерации признается и гарантируется согласно обu001fщепризнанным принципам и нормам международного права и в соответu001fствии с Конституцией Российской Федерации?

Какой закон имеет высшую юридическую силу в сфере гражданского права

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Российской Федерации и Законы.

Статья 15. 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2.

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции.

Какие документы и законы имеют высшую юридическую силу?

Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу.

Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции “акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению”.

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Международные договоры вступают в силу после ратификации.

Согласно статье 125, Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

В 1993 году в российском государстве была принята очередная Конституция — закон высшей юридической силы, провозглашающий Российскую Федерацию правовым государством с демократическим политическим режимом. В основу новой Конституции была положена идеология естественных неотъемлемых прав человека.

Конституция Российской Федерации

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ ВИДЫ Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты — это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты — основной источник права не только в Российской Федерации.

В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

Наивысшая правовая мощь закона заключается в том, что всевозможные нормативные акты (правительственные постановления, указы Президента, приказы министерств) производятся на основании и для выполнения норм закона, также не могут ему противопоставляться.

В 2008 году были впервые приняты такие поправки. Они предусматривали увеличение президентского срока и срока осуществления полномочий депутатами Госдумы.

Согласно правовой власти, нормативные акты подразделяют на следующие составляющие: законы РФ, соглашения, международные договоры, подзаконные акты.

Законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собрания — Председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Несовершеннолетний Аверин был задержан за совершение противоправных действий в общественном месте органами милиции.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Студент третьего курса института без уважительной причины не явился на зачёт. Это пример: 1) административного проступка 2) уголовного преступления 3) гражданского правонарушения 4) дисциплинарного проступка 1) иск 2) договор 3) сделка 4) компенсация 1. Найдите в предложенном списке характеристики правовых норм.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституции РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (см. ст. 72 Конституции РФ) . В этих случаях при противоречиях между федеральным законом и актами субъектов РФ действует федеральный закон.

При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ). Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами*(1), которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений.

Во втором же разделе Конституции отражены переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

Нормативный документ обладающий высшей юридической силой

Суд в ряде случаев может решить вопрос о сроках исполнения своего постановления. В частности. Суд нередко оставляет противоречащие Конституции РФ нормы действующими на какой-то срок, так как их немедленная отмена может привести к негативным последствиям в соответствующей сфере.

Статья 15. 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конечно, всем известно, что Конституция РФ — закон, имеющий высшую юридическую силу. Но, помимо основного закона, существуют подзаконные акты и другие законы.

Правда))) Есть еще международно — правовые акты, у них юридическая сила выше)) не ва всех случаях Нет,самый сексуальный это НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ! Для меня да! А про юр.силу я не знаю,таких словов не слышала))) Смотри, на семинаре не ляпни… о сексуальности Конституции))) Не знаю..

Еще один вопрос, который возникает при анализе обязательности решений Суда — это вопрос об обязательности мотивировочной части итогового решения. Несмотря на то, что прямые разъяснения в конституционном законодательстве на эту тему отсутствуют, бесспорно, что положения мотивировочной части также носят обязательный характер, так как в ней обосновывается, аргументируется принятое решение.

Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, те. Говоря об обязательности решений КС РФ, необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст.

42 Закона о КС РФ Суд может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта. Данное предложение оформляется определением КС РФ.

Более высокой юридической силой обладает

Также Конст. суд обязывает законодателя внести изменения в законодательные акты с учетом постановления.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и.

От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие. Нормативно-правовой акт — понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

Основным свойством решений КС РФ является их обязательность. В соответствии с Законом о КС РФ решения Суда «обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений» (ст. 6).

ФЗ выше Указа Президента РФ. »Закон -это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. » ФЗ принимаются совместно высшими органами исполнительной и законодательной власти. Формально эти органы равнозначны в законотворчестве.

Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?

Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой

Правила, которые устанавливает государство, многолики. Арсенал власти не ограничивается только законами и судебными решениями.

Чтобы механизм регулирования отношений работал слаженно, нужна иерархия — один акт должен подчиняться другому. Граждане, которые не имеют юридической подготовки, слабо представляют себе структуру правовых актов в России.

Юридическая консультация — надежный способ выявить место конкретного правового акта в общей системе.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 44 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что такое правовой акт?

Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:

  • официальностью;
  • юридической силой;
  • направленностью на конкретных субъектов.

Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.

Есть следующие типы актов:

  • нормативные (НПА);
  • подзаконные;
  • индивидуальные.

НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.

Правовые акты: кто сильнее?

Чтобы понять, какой правовой акт обладает высшей юридической силой, необходимо детальнее разобраться с разновидностями издаваемых документов. Юридическая сила документации в России подчинена строгой иерархии.

Начнем с индивидуальных правовых актов, ключевым признаком которых является однократное властное решение. Такой документ называется индивидуальным, так как он направлен на конкретного субъекта.

Действие акта прекращается после окончания регулируемых отношений. Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта.

Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

Следующий тип — подзаконные акты, которые регулируют определенную область общественных отношений. Примеры:

  • указы Президента РФ;
  • приказы министерств;
  • постановления Правительства РФ.

Их смысл — урегулировать конкретные вопросы и установить порядок в узкой области человеческих отношений. Подзаконные акты принимаются только компетентными государственными органами и местным самоуправлением.

НПА в системе иерархии занимают центральное место. Именно они играют ключевую роль в определении высшей юридической силы конкретного документа.

Нормативный правовой акт издается в виде федеральных законов (ФЗ). Смысл законов — установить фундаментальные правила общественных отношений.

В отличие от индивидуальных решений, нормативные не направлены на отдельных субъектов. Они воздействуют на неопределенный круг лиц.

Но федеральные законы бывают разными. В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России.

Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Классические нормативные акты в виде законов не могут менять содержание Конституции РФ — им не хватит юридической силы.

Единственная разновидность правовых актов, которая может добавлять и менять содержание Конституции РФ — это федеральные конституционные законы (ФКЗ).

Теперь, когда известны особенности каждого типа актов, можно составить конкретную систему и определить юридическую силу. В России действует следующая иерархия:

  1. Конституция РФ.
  2. ФКЗ.
  3. ФЗ.
  4. Подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  5. Решения.

Среди всех правовых актов наивысшей силой обладает Конституция РФ. Ей подчинены все остальные документы. Сам Основной закон вне конкуренции. После Конституции РФ идут законы.

Различные постановления и приказы называются подзаконными не просто так. Такое наименование напрямую указывает на их подчиненность законам.

Чем обширнее охват правового акта, тем большей силой он обладает. Нетрудно проследить, что иерархия начинается с наиболее общих принципов общественных отношений и заканчивается индивидуальными властными решениями, которые затрагивают лишь отдельных субъектов.

На практике однако существуют постоянные споры по поводу юридической силы двух, казалось бы, равнозначных правовых актов.

К примеру, что обладает большей правовой силой — Гражданский Кодекс РФ или Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью? Чтобы разобраться, какой из актов обладает высшей юридической силой по сравнению с другим, стоит обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

Источники:

Виды правовых актов

Конституция РФ

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Нормативный правовой акт (НПА)

Понятие основной закон государства нормативный акт обладающий высшей юридической силой

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Для НПА характерны следующие признаки:

  • это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.
  • это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.
  • это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.
  • подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Виды НПА

Поскольку Российская Федерация (РФ) является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (РФ) и субъектов РФ, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

Таким образом, виды НПА в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления.

Виды НПА в зависимости от срока действия:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

По юридической силе все НПА подразделяются на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Подзаконный правовой акт – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы):

♦ Конституция РФ. ♦ Международные договоры и соглашения РФ (имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты РФ);

♦ Федеральные законы:

    • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
    • Федеральные конституционные законы; 
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).

♦ Федеральные подзаконные правовые акты:

    • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
    • Постановления Правительства России;
    • Акты федеральных органов исполнительной власти – министерств, федеральных служб и агентств, а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации, таких, как: Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д. (приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);

♦ Законы субъектов федерации.

♦ Подзаконные правовые акты субъектов федерации:

    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Важно! Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

One more step

К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов РФ наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ принимаются по основным направлениям осуществления федеральной исполнительной власти и носят нормативный характер.


Центральные органы исполнительной власти в Российской Федерации (федеральные министерства, государственные комитеты и ведомства) наделены правом в случаях и пределах, установленных актами вышестоящих органов, издавать различные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, положения, уставы и т. д. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ (см.

Высшей юридической силой обладают

Внимание

По кругу лиц законы можно подразделить на: • общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.

); • специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

По сфере действия законы можно подразделить на: • общие — действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ); • местные — действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).

Примечание. В целом приведенные классификации применимы не только к законам, но и к нормативно-правовым актам вообще.

9. законы: понятие, признаки, виды

Юридическая сила обязательность правового акта вообще, а также его приоритет по отношению к другим актам, входящим в правовую систему, или наоборот — подчиненность им.

Понятие юридическая сила позволяет установить соотносимость и соподчиненность правового акта с другими актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, правовой системе.

При этом акты меньшей юридической силы столь же обязательны для исполнения, сколь и акты высшей юридической силы (законы), если они изданы в соответствии с актами вышестоящих органов и в пределах компетенции органа, издавшего актОбщая теория права/ отв.ред.

А.В. Поляков иЕ.В. Тимошина. СПб., 2005. С. 374.. Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.

Основы учения о конституции

Важно

Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе всех нормативно-правовых актов страны и вместе с тем является главным право-устанавливающим нормативным актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права. Все нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты) должны соответствовать Конституции РФ. В системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы.

Общефедеральные законы делятся на два вида — федеральные законы и федеральные конституционные законы. Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные законы.

Писаные конституции представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (например, конституция Швеции, конституция Испании, конституция Финляндии).

Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).

Право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию (например, конституция Италии, конституция Индии), избирательному корпусу посредством референдума (конституция Франции, конституция Турции) или главе государства (конституция Ирана, конституция Афганистана).

Последняя категория называется октроированными («дарованными») конституциями.
Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.

Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.

), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могутТеория государства и права/ отв.ред. С.С. Алексеев.М., 2001. С. 311. . В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место.

Конституция как основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Референдум: теория и практика в Российской Федерации. Основы многопартийности и статус политических партий.

Государственные символы и столица. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Классификация конституций. Референдум: теория и практика в России Основы учения о конституции. Виды данного правового документа. Референдум — важнейший институт прямой демократии.

    Практика его проведения в России. Конституционные основы многопартийности. Статус политических партий. Государственные символы РФ и столица.

K], добавлен 05.05.2015

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: