Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф

Содержание
  1. Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф
  2. Постановление № 22К-1601/2013 от 24 сентября 2013 г. по делу № 22К-1601/2013
  3. Статья 152 УПК РФ. Место производства предварительного расследования
  4. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях
  5. Выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ
  6. Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:
  7. О подследственности уголовных дел: как определяется, кто разрешает споры, упк – должник
  8. Что такое подследственность?
  9. Подследственность: правила
  10. Признаки подследственности
  11. Понятие родовой (предметной) подследственности
  12. Предварительное расследование: подследственность
  13. Дознание: подследственность
  14. Понятие местной (территориальной) подследственности
  15. Статья 151 УПК РФ: по каким признакам определяется подследственность преступлений
  16. Положение
  17. Поступление информации
  18. Неотложные действия
  19. Значение первоначальных действий
  20. Роль дознания
  21. Регион
  22. Полномочия дознания разных органов
  23. Ст 152 УПК РФ с ми и место производства предварительного расследования
  24. О чем статья упк?
  25. Основные положения
  26. Сроки проведения предварительного расследования

Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф

Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф

Как видно из протокола явки с повинной от 7 февраля 2021 года, Логвинец К.И. собственноручно и добровольно сообщил о совершенных преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

При этом ему разъяснялись положения Конституции РФ о праве не свидетельствовать против самого себя.

Его утверждения о том, что он был вынужден оговорить себя и Зорина, являлись предметом проверки на основании и УПК РФ, по результатам которой принято обоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Результаты оперативно-розыскной деятельности постановлением заместителя начальника УФСКН России по Новосибирской области от 8 августа 2015 года направлены руководителю следственного органа для принятия решения в порядке — УПК РФ (т.

1 л.д. 262 — 63). При этом, как следует из рапорта старшего следователя Заречного межрайонного следственного отдела СУ СК России по РС (Я) майора юстиции Х. от 05.11.2015, основанием для организации проверки в порядке — УПК РФ по признакам данного преступления явилось сообщение Колгана С.А.

о совершении им убийстве С. (т. 1 л.д. 21). 1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А.

Александров просит признать противоречащими , , , , , , , и ) и Конституции Российской Федерации «Судебный порядок рассмотрения жалоб», «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», «Отказ в возбуждении уголовного дела», «Подследственность», «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Ю.

Шертман утверждает, что «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» и «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении» УПК Российской Федерации по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают отказ в принятии сообщения о преступлении, проведении его проверки и вынесении процессуального решения, чем нарушают права, гарантированные и Конституции Российской Федерации.

УПК Российской Федерации лишь закрепляет общее основание для возбуждения уголовного дела, которым является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Эта действует в системе иных норм того же , допускающих возбуждение уголовного дела при наличии полученного из надлежащего источника повода ( и — ) и отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела , а также дифференцирующих порядок возбуждения уголовных дел публичного, частного и частно-публичного обвинения ( — ) и предполагающих, что соответствующее процессуальное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным .

Следовательно, оспариваемое не может расцениваться как нарушающее права заявителя в указанном им аспекте, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Таким образом, заявления Гамзатова Р.М.

о вынужденном характере своих показаний на стадии предварительного расследования в результате оказанного давления со стороны сотрудников полиции, в том числе и по результатам проведенной процессуальной проверки в порядке , УПК РФ, подтверждения не нашли.

Процедурный механизм осуществления уголовного преследования в отношении судей урегулирован Уголовно-процессуальным Российской Федерации, в том числе его , и , во взаимосвязи с положениями Российской Федерации от 26 июня 1992 г.

N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и предусматривает в качестве составной части и одновременно способа обеспечения неприкосновенности и независимости судей особый — усложненный по сравнению с обычным — порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи и привлечения его в качестве обвиняемого.

Более того, как видно из материалов дела, по заявлению осужденного была проведена служебная проверка в порядке, предусмотренном и УПК РФ, и по ее результатам вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (т.

5, л.д. 239 — 242). 1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими , , , , , 46 ( и ), , и Конституции Российской Федерации и , , , , , , и УПК Российской Федерации.

Постановление № 22К-1601/2013 от 24 сентября 2013 г.

по делу № 22К-1601/2013

При этом оценка доводам жалобы не дана, мнение суда не мотивировано.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда об отказе в удовлетворении жалобы Цупко на постановление старшего следователя отдела полиции №4 УМВД России по г.Воронежу Копытовой М.С.

о передаче сообщения о преступлении по территориальности подлежит отмене.Разрешая жалобу заявителя по существу, судья полагает ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.В соответствии со ст.

в суд могут быть обжалованы постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.В данном случае заявитель отстаивает свое право на проведение предварительного следствия по уголовному делу, по которому он полагает себя потерпевшим, тем органом следствия, к территориальной подследственности которого относится данное дело.Согласно положений ст., по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:- о возбуждении уголовного дела; — об отказе в возбуждении уголовного дела;- о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.

. Статья предусматривает правила подследственности в зависимости от категории уголовных дел, а также свойств субъекта, совершившего преступление.

Правила территориальной подследственности регулируются ст. .Таким образом, из содержания приведенной нормы права очевидно следует, что следователь, проведя проверку сообщения о преступлении в порядке ст.

, может возбудить уголовное дело, отказать в возбуждении уголовного дела или передать сообщение в другой орган, уполномоченный расследовать это уголовное дело в соответствии с правилами родовой подследственности или подследственности, связанной с особенностями правового статуса лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, но никак не по территориальности.Из смысла ст.

следует, что по месту производства предварительного расследования подлежит передаче уже возбужденное уголовное дело на основании соответствующего постановления руководителя следственного органа, а не следователя.При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение, принятое старшим следователем Копытовой М.С.

о передаче сообщения о преступлении по территориальности не основано на законе, оно нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем на основании ст. суд полагает необходимым признать постановление старшего следователя отдела по расследованию преступлений на территории Северного микрорайона СУ УМВД России по г.

Воронежу Копытовой М.С.

незаконным и обязать руководителя следственного органа устранить допущенное нарушение.Руководствуясь ст. ст. 38913, 38920, 38923 УПК РФ, судьяпостановил:постановление Коминтерновского районного суда г.

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

Начальникам главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений и управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных, научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. С учетом развития телекоммуникационных технологий все большее распространение приобретает корыстная преступность, связанная с использованием сети Интернет, средств связи, электронных платежей, в том числе так называемое телефонное мошенничество.

В то же время органы внутренних дел противодействовать этому виду преступности на должном уровне не в состоянии, в том числе по объективным причинам, связанным с использованием виновными лицами абонентских номеров, оформленных на «подставных» лиц.

В результате в абсолютном большинстве случаев такие преступления остаются нераскрытыми.

В таких условиях часто выбирается один из путей искусственного завышения положительных показателей работы — укрытие преступления от учета. После уточнения данного вопроса в ходе расследования передача дела производится дознавателем через прокурора, а следователем — через руководителя следственного органа тому субъекту, которому оно подследственно.

При этом орган расследования, возбудивший уголовное дело, которое фактически ему не было подследственно, обязан в соответствии с ч.

5 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса РФ перед передачей дела выполнить по нему неотложные следственные действия. 10.

В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. В талоне-уведомлении указываются:

Статья 152 УПК РФ.

Место производства предварительного расследования

Все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования следователь (дознаватель и др.) вправе произвести только, когда оно неотложное.

Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, следователь (дознаватель и др.) не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

5. Споры о подследственности недопустимы.

6. В ч. 5 коммент. ст. не указан срок производства неотложных следственных действий. Для органов предварительного следствия он прямо нигде не закреплен, и поэтому результаты производства конкретного неотложного следственного действия нельзя поставить под сомнение в связи с тем, что оно реализовано на одиннадцатые и даже более сутки производства предварительного расследования.

Другое дело — дознаватели. В ч. 7. Поручение органа предварительного следствия следователю о производстве следственных действий и ответ на него по своей форме аналогичны тем, которые направляют и, соответственно, получают от органов дознания (см.

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф

Порядок приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации регулируется уголовно-процессуальным законом, а также Инструкцией об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.10.2012 № 72.

Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, явка с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения, протокол следственного действия и протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, предусмотренные частью 2 ст. 20, пунктом 2 части 2 ст. 37, статьями 140-143 УПК РФ, содержащие информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершённого или готовящегося преступления.

Сообщения о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах СК России.

Должностными лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях являются руководители следственных органов, их заместители, следователи.

Круглосуточный приём сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов СК России.

Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственное управление в устном или письменном виде.

Устное сообщение о преступлении на основании ч.3 ст.141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст.

306 УК РФ, о чём в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности согласно ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе производится соответствующая отметка.

Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое письменное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения.

Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК.

В связи с этим не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления.

В случае поступления такого заявления от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приёма оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю даётся разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ, либо Федеральным законом от 02.05.

2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст.

4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета.

Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК РФ оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляется в срок не позднее 3 суток и этот срок может быть продлен до 10, а при наличии необходимости — до 30 суток.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:

1.

о возбуждении уголовного дела;

2. об отказе в возбуждении уголовного дела;

3.

о передаче сообщения по подследственности;

4. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю, при этом, ему разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (ст.124 и ст.

125 УПК РФ) участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в суд, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Выписки из Уголовно-процессуального кодекса РФ

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом принять по нему решение, в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 147 УПК РФ, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ. а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом, заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3.

В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Статья 123.Право обжалования

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.

Должностные лица следственных органов Следственного комитета, органов прокуратуры и суда, которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие), связанные с приемом (отказом в приеме) сообщения о преступлении:

На основании ст.123 УПК РФ действия (бездействие) и решения руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы:

а) в соответствии со ст.124 УПК РФ:

Председателю Следственного комитета Российской Федерации по адресу: Технический переулок, д. 2, г. Москва, 105005

Генеральному прокурору Российской Федерации по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 15а, г. Москва, 125993

Северо-Западному транспортному прокурору по адресу: Невский пр-т, д. 85/13, Санкт-Петербург, 191036

б) в соответствии со ст.125 УПК РФ:

В Калининский районный суд Санкт-Петербурга по адресу: ул. Бобруйская, д.4, Санкт-Петербург, 195009

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 123-125 УПК РФ действие (бездействие) и решения других должностных лиц Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, надлежащему прокурору либо в суд.

О подследственности уголовных дел: как определяется, кто разрешает споры, упк – должник

Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф

08.12.2021

Особенная часть уголовно-процессуального права подробно рассматривает вопрос об органах, которые проводят расследование преступления, и их компетенции. Подследственность, наравне с принятием дела к производству и взаимодействием этих структур между собой, есть одно из общих условий расследования.

Что такое подследственность?

По логике ст. 151 УПК РФ подследственность определяется как группа определенных признаков, присущих уголовному делу, в соответствии с которыми его расследование может быть отнесено к компетенции конкретного органа дознания либо предварительного следствия.

Данный термин имеет тесную взаимосвязь с такими понятиями, как «компетенция», «подсудность» и «юрисдикция». Подследственность дает характеристику отношению между уголовным делом и органом, ведущим расследование, с точки зрения его признаков.

Термин «юрисдикция» применяется в УПК по отношению к государству и судебным органам. Действующий Уголовный закон (в том числе в ст. 151 УПК РФ) предоставляет основания для выделения четырех признаков подследственности, а именно: родового (предметного), территориального, персонального и смешанного (альтернативного).

С точки зрения теории все они имеют общие черты с видами подсудности и могут быть объединены под одним общим понятием «подведомственность».

Подследственность: правила

Надлежащую форму расследования и его субъекта устанавливают непосредственно правила подследственности, а опосредованно они должны обеспечить быстроту и качество подготовки уголовного дела к разбирательству в суде. Кроме того, они тесно связаны с соблюдением прав обвиняемого и потерпевшего. В частности, они способствуют правильной адресации исходящих от них жалоб и ходатайств.

Однако главное во всем этом — то, что реализуется право обвиняемого в совершении преступного деяния человека на «естественного» (законного) дознавателя или следователя. Когда нарушаются правила подследственности (ст.

151 УПК РФ), рождаются сомнения в беспристрастности и честности органа, ведущего расследование уголовного дела, который может быть назначен, что называется ad hoc (в переводе с латыни означает «специально для данного случая»).

В процессе состязательного характера пристрастность публичного обвинителя с принципом равенства сторон несовместима.

Увы, но нарушения ст. 151 УПК РФ судебная практика наблюдает довольно часто. Важно при этом понимать, какие последствия наступают в дальнейшем. Несоблюдение правил подследственности является существенным нарушением УПК и может повлечь не только признание доказательств по уголовному делу недопустимыми, но и отмену решения суда в кассационной инстанции.

Признаки подследственности

Уголовно-процессуальное законодательство России подразумевает два вида подследственности: территориальную и предметную (ст. 151 УПК РФ). Остальные признаки, указанные выше, представляют собой, как правило, исключение или дополнение к основному. Так, исключения имеют место, когда:

  • статус потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого обладает особенностями;
  • присутствует связь с другим уголовным делом;
  • имеет место исключительная компетенция определенного органа уголовного преследования.

Понятие родовой (предметной) подследственности

Если обратиться к п. 2 ст. 151 УПК РФ, то станет ясно, что родовая подследственность, или, иначе говоря, предметная, определяется видом, родом или категорией преступного деяния. Она позволяет распределить компетенцию органов, ведущих расследование, как между различными ведомствами, так и внутри одного, создавая многоуровневую систему.

Родовая подследственность, по сути, находится в зависимости от характера преступления, степени его опасности для общества, а также особенностей его объекта, то есть конкретной сферы общественных отношений, на которую оно было нацелено.

Иными словами, предметный признак подследственности находит выражение в квалификации преступного деяния по той или иной норме УК РФ (Особенная часть).

Предварительное расследование: подследственность

Проведение предварительного расследования имеет место, когда речь идет о преступлениях, относящихся к категории тяжких или особо тяжких. При этом их львиная доля приходится на следователей ОВД.

Исчерпывающий список статей, при квалификации по которым дело попадает к ним, представлен в части второй пункта 3 изучаемой статьи. В частности, это причинение вреда здоровью умышленного характера, квалифицируемого как тяжкий, грабеж, присвоение или растрата.

Причем зачастую охватывается только простой и квалифицируемый состав.

К подследственности (родовой) следователей СК, как правило, принадлежат преступления, обладающие высокой степенью опасности для общества (терроризм, изнасилование, похищение людей и пр.), совершенные несовершеннолетними против лиц в возрасте до 18 лет, а также те, что были содеяны должностными лицами, список которых представлен в части второй.

Определенные уголовные дела, связанные с нелегальным оборотом наркотиков, ранее по подследственности принадлежали следователям (дознавателям) ФСКН. Однако в 2021 г. данная служба была присоединена к МВД. Из ст. 151 УПК РФ в новой редакции данный пункт под номером восемь в результате был исключен.

Дознание: подследственность

Дознание проводится в случаях с преступными деяниями, которые принадлежат к категории небольшой или средней тяжести. Их тоже довольно много. Подробный список и структура отражены в ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Если обратиться к тексту, то становится видно, насколько узкой бывает подследственность.

Так, к примеру, дознаватели из Федеральной службы судебных приставов могут вести дознание только по определенным делам, в частности по тем, что напрямую относятся к их компетенции, а именно: неуплата алиментов или злостное уклонение от выплаты кредиторских задолженностей.

Также в пункте шестом ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознаватели государственных пожарных надзорных органов имеют полномочие на ведение дознания по преступлениям, связанным с нарушением требований пожарной безопасности, повреждением либо уничтожением лесного насаждения в результате неосторожного обращения с источниками повышенной опасности, в том числе с огнем и пр.

Понятие местной (территориальной) подследственности

Статья 151 УПК РФ: по каким признакам определяется подследственность преступлений

Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф

Если существует преступление, о котором стало известно правоохранительным органам, по нему должна проводиться определенная работа – исследование сообщения о преступлении и предварительное следствие при необходимости.

Если выяснение обстоятельств носит предварительный характер, то есть необходимо выяснить само наличие преступного деяния, то расследование является уже конкретной работой по выявлению доказательств и всех остальных признаков, факторов и критериев, которые относятся к незаконному действию.

Положение

В отношении предварительного расследования существуют свои правила, которые обозначены термином «подследственность».

Таким образом, преступления делятся на категории не только в отношении объекта или субъекта, но и по органу, который будет заниматься уголовным делом.

В статье 151 УПК РФ довольно подробно обозначены незаконные действия, рассматриваемые разными органами. Стоит отметить, что для того, чтобы определить подследственность, необходимо правильно квалифицировать преступление на самом начальном этапе. Это требует от должностного лица наличия у него знаний и опыта.

Кроме того, следует обозначить, что в указанной статье произошли в 2015 году изменения в части полномочий таможенных органов по предварительному следствию и введена в действие статья 215 – преступления, связанные с атомной энергетикой (ст.151 УПК РФ – «Консультант Плюс»), если сравнивать с документом, действующим от 20.03.2011 года.

Поступление информации

Сообщение о преступлении может поступить к разным лицам несколькими способами.

В их числе могут быть: заявление в правоохранительные органы, звонок по номеру 02, непосредственное выявление преступных действий прокурором, следователем или дознавателем, а также руководителем следственного отдела или отдела дознания.

Уголовное процессуальное законодательство содержит информацию о таких лицах – предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями (часть первая статьи 151 УПК РФ), что означает конкретный круг лиц, которые могут этим заниматься.

Таким образом, как только становится известно о том, что преступление готовится, совершается или уже осуществлено, сотрудник МВД, как только узнал об этом, должен сообщить о событии, в том числе и с подачей рапорта начальству органа, где он проходит службу.

Неотложные действия

Очень часто при выявлении преступления «на месте» необходимо, во избежание утраты доказательств или подозрения на то, что преступник может скрыться, производство неотложных следственных действий.

Согласно статье 157 ПК РФ, следственные действия проводятся немедленно, после чего сотрудник, который эти действия произвел, должен сообщить об этом прокурору. При этом, если не был обнаружен человек, который совершил преступление, розыском занимаются органы дознания.

Вообще, порядок рассмотрения сообщений о преступлении предполагает в первую очередь определение круга лиц, которые могут это делать и должны.

На это указывает ч.1 ст.151 УПК РФ. Кроме того, устанавливается, какие действия нужно выполнить в том случае, если каким-либо образом сообщение поступило. Порядок рассмотрения представляет собой, прежде всего, план, который включает в себя определение компетентности и полномочий органов и лиц.

Значение первоначальных действий

Орган, в который поступило сообщение о преступлении, в первую очередь должен решить вопрос о том, требуется ли возбуждение дела и нужно ли проводить по нему предварительное расследование. В связи с этим проводятся как неотложные действия, так и начальные необходимые. К последним можно отнести допрос свидетелей, потерпевшего и подозреваемого, если он выявлен.

Часто от качества производства первоначальных действий зависит и ход всего дела в дальнейшем. При утрате важных доказательств при невнимательности должностного лица может получиться так, что будет ликвидирован состав преступления или же необходимые веские доказательства.

Это препятствует правильному рассмотрению дела, а в ряде случаев – возбуждению криминального дела там, где это действительно необходимо.

Роль дознания

Стоит отметить, что после рассмотрения обстоятельств преступления и выявления признаков преступления правом возбуждать дело уголовного характера не по подследственности обладает только орган дознания.

Это вытекает из статьи 157 УПК РФ, в которой отмечена только эта структура, следственные органы в этом отношении не упоминаются. Таким образом, дознание является тем органом, который может возбудить дело и передать его по подследственности.

И ни один из органов другой категории не имеет на это права.

Органы, имеющие право на проведение дознания, указаны в ч.3 ст.151 УПК РФ.

Это связано с тем, что именно дознаватель играет главную роль при производстве по делам частного и публично-частного обвинения. В отличие от следственных органов, которые ограничены законодательством в этом смысле, органу дознания нередко передают полномочия по совершению многих следственных действий.

Разделение органов по полномочиям связано с особенностями той или иной деятельности.

Кроме того, расследование уголовного дела, которое не представляет большой общественной опасности и возбуждаемое только по заявлению потерпевшего, не требует применения жестких ограничительных мер к подозреваемому.

Следственные органы направлены все же на предупреждение, выявление и расследование более сложных дел, которые являются крайне опасными для общества.

Регион

Немаловажной оказывается и территориальная подследственность, однако об этом конкретно в ст.151 УПК РФ («Консультант Плюс», все редакции) не указывается.

В этом случае совершенное деяние правомочны расследовать те органы, в районе нахождения которых выявлено преступление.

В том случае, если это длящееся злонамеренное деяние и начато в совершенно другом регионе (или населенном пункте), то расследование проводится по месту окончания.

В некоторых случаях для полноты и адекватности процесса он проводится не на территории совершения последнего эпизода, а там, где проживает обвиняемый или находится больше всего свидетелей.

Кроме того, это может быть необходимым и в том случае, если передача расследования по месту совершения заключительного деяния затруднительна по причине большого расстояния, и в связи с этим могут быть не соблюдены процессуальные сроки предварительного расследования или дознания.

В случае объединения уголовных дел подследственность определяется, согласно ст.151 УПК РФ в новой редакции (и в старой), прокурором.

Полномочия дознания разных органов

Обывателям может показаться, что все уголовные дела рассматриваются в органах МВД следователями. Однако это не так. В каждой структурной организации существует свой орган дознания, который расследует дела по профилю. Кроме того, существует дознание более общее, относящееся к органам внутренних дел.

Ст 152 УПК РФ с ми и место производства предварительного расследования

Передача сообщения о преступлении по территориальности упк рф

Подследственность − это качественный признак уголовного процесса, а непосредственно досудебного расследования. Понятие закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве и определяет конкретное следственное подразделение, компетентное осуществлять дознание и следствие по уголовным преступлениям. Регламентирует положение ст. 152 УПК РФ.

О чем статья упк?

Ст. 152 УПК РФ с ми регламентирует территориальную подследственность уголовного производства. Момент установления территориальной подследственности дела очень важен, ведь позволяет провести следственные мероприятия более эффективно, и определить виновных в кратчайшие сроки.

По общим правилам предварительное расследование осуществляют в том месте, где было окончено преступное деяние, вне зависимости от того, где наступили негативные последствия.

Место окончания преступления определяется территорией, которая входит в юрисдикцию органа расследования и проходит по делу, как объективная сторона состава преступления.

К примеру, если преступник выстрелил в потерпевшего, находясь на улице Пушкина, но потерпевший умер, убегая от своего обидчика на улице Гагарина, то все следственные мероприятия должны производиться участком, в юрисдикцию которого входит улица Пушкина.

Распределение территорий между внутренними органами устанавливается ведомственными нормативными актами, согласно административно-территориальному делению (каждый отдел полиции имеет четко утвержденный перечень улиц и территорий, на которые распространяется их ведомство).

Важно отметить, что в начале расследования территориальная принадлежность устанавливается приблизительно. Как правило, расследование начинается в том районе, где возбуждено уголовное дело, но в ходе разбирательства при установлении подследственности применяются нормы ч. 5 ст. 152 УПК.

Основные положения

Место совершения преступления УПК РФ считает главным основанием возбуждения уголовного дела по территориальному признаку. Если в процессе следствия будет установлено, что дело было возбуждено не в том территориальном округе, так как злодеяние было совершено на другом участке, то следователь обязан направить производство в иное ведомство.

Преступные деяния могут осуществляться одновременно в нескольких районах. К примеру, если Иванов выстрелил в своего соседа на территории ведомства №1, но добивал его на территории №2, то дело возбуждают по округу №2, даже если умер потерпевший от ран, полученных по месту №1.

Если преступник совершил несколько злодеяний в разных административных округах, то место производства предварительного расследования будет осуществляться на территории последнего или самого тяжкого злодеяния. Так же в случае с примером Иванова, разбирательство проведут по месту совершения им более тяжкого нарушения.

Согласно ст. 152 УПК РФ, подследственность определяется в месте обнаружения признаков преступления, если конкретная территория совершения злодеяния неизвестна.

То есть в случае поступления заявления о трупе, дело возбуждает отделение, принявшее заявление, или по юрисдикции которого определен труп. Если в течение следствия будет установлено, что убийство произошло не здесь, дело передадут по подведомственности.

Если точное место злодеяния не будет найдено, возбужденное дело доводят до суда в этом отделении.

Иногда следственные действия могут проводиться исходя из места нахождения большинства свидетелей и обвиняемого для обеспечения объективной полноты картины.

Сроки проведения предварительного расследования

После поступления заявления или определения признаков преступления, следователь обязан провести проверку достоверности сведений на протяжении 10 дней.

На основании полученной информации компетентное лицо решает: возбуждать производство или оставить его без рассмотрения.

Третьим вариантом развития ситуации будет передача дела с установленными данными в другое отделение, которое компетентно возбуждать производство и проводить предварительное расследование.

Согласно ч. 1 ст. 152 УПК РФ, после определения подведомственности дела, следователь обязан передать производство компетентному органу в течение 10 суток. Отсчет времени предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного производства и заканчивается передачей дела в суд.

Если дело было возбуждено отделением полиции, но в ходе расследования было установлено, что обвиняемый является иностранцем, то дело передадут в страну, гражданином которой он является. До этого полиция РФ обязана провести все необходимые следственные мероприятия, и вместе с полученными сведениями передать дело в другую страну для назначения наказания.

При этом срок предварительного расследования будет исчисляться по данным РФ, а не с момента передачи материалов дела в другую страну. То же самое касается передачи дела по подведомственности исходя из квалификации деяния.

При возбуждении дела отделом полиции, в ходе расследования которого установилось, что оно имеет прямое отношение к обороту наркотиков, дело отдают в Госнаркоконтроль.

Именно наркоконтроль доводит производство до суда, но срок предварительного расследования будет исчисляться с момента возбуждения производства отделом полиции.

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: