- Концессия что это такое простыми словами в жкх
- Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?
- Перспективы коммунальной отрасли для частного бизнеса
- Что такое концессионное соглашение в сфере ЖКХ?
- Концессионные договоры в ЖКХ: теория и практика
- Концессии в ЖКХ – надежда или опасность?
- Концессии в ЖКХ: почему муниципалитеты против частных инвесторов
- Условия созданы, милости просим!
- А муниципалитеты — против…
- Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ
- «Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?
- Концессия жкх что это такое простыми словами
- Концессионные соглашения — что это такое?
- Стороны концессии
- Типы концессии в международном праве
- Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ
- Передача в концессию напоминает приватизацию
- Объекты концессии
- Концессия для объектов ИТ
- Концессия для инженерных коммуникаций
- Коммерческая концессия
- Расторжение концессионного договора
- Концессия ЖКХ – что это такое простыми словами?
- Сущность концессии в ЖКХ
- Преимущественные стороны и недостатки концессии ЖКХ
- Как заключить концессию в ЖКХ
- Что иногда мешает передать объекты в концессию ЖКХ
- Спасут ли концессии ЖКХ
- Откуда деньжата?
- Масштаб не главное
- Теория малых дел
Концессия что это такое простыми словами в жкх
Сегодня нам всем нужно понять простую вещь: хватит спорить, надо или не надо отдавать предприятия в концессию. Правительство уже приняло решение: убыточные предприятия в коммунальной сфере должны быть ликвидированы. Если экономика говорит нам, что это необходимо, нужно задуматься над качеством документов и процедур.
Инвестиции – это нужные финансовые поступления для любой страны. Особенно остро государства нуждаются в инвестициях из-за рубежа. Во-первых, это ресурсы материального характера, во-вторых, — решения в сфере технологий, инженерии, управления человеческими ресурсами.
Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?
Власти Хабаровского края выплатят миллион рублей семье девочки, которая погибла ночью во время пожара в палаточном лагере на территории туркомплекса Холдоми.
В значительной степени, особенно в отношении концессионных органов исполнительной власти, их структуры, функций, полномочий, механизма взаимодействия с другими институтами этой сферы деятельности, может быть использован опыт Советского Союза периода НЭПа.
Она может устанавливаться такими способами:
- как процент от прибыли, которую компания получает при использовании объекта;
- как фиксированная сумма за определенный период;
- как передача имущества, которое принадлежит компании, в собственность государства.
Перспективы коммунальной отрасли для частного бизнеса
Государства часто нуждаются в иностранных профессионалах. Решить проблему инвестиций можно с помощью концессий.
Как правило, это в себя включает:
[3]- право на использование товарного знака,
- логотипа (при условии его наличия),
- секрета технологий изготовления продукции,
- авторских прав.
Собеседник “Ъ” в администрации Твери подтвердил факт получения предупреждения. «Это вечный спор публичного собственника и ФАС, какие нормы преобладают — закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” и “О местном самоуправлении” или законодательство о концессии и тепло-, водоснабжении.
При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.
На российских граждан сегодня распространяется два вида социальной поддержки по поводу оплаты ЖКУ. Они выступают в качестве предусмотренных государством субсидий и льгот.
В пресс-службе отметили, что новым постановлением создается «современный механизм оказания государственной поддержки и стимулирования частных инвесторов».
Предполагается, что в 2021 году на цели господдержки будет распределено порядка 8 млрд рублей.
Далеко не во всех организациях присутствуют все эти условия сразу. Может сказаться недостаток средств.
Что такое концессионное соглашение в сфере ЖКХ?
Суть дела везде схожа: администрация закрепляла на праве хозяйственного ведения или передавала различное коммунальное имущество МУПам. УФАС провело проверку этих соглашений, в ходе которой выяснило, что возраст переданного имущества превышает пять лет.
Концессионное соглашение, конце́ссия — форма частного государственного партнёрства, вовлечение в оказание услуг или в эффективное управление государственной собственностью частного сектора, оказываемых обычно государством, на взаимовыгодных условиях.
Компании, которые инвестируют средства в ЖКХ, смогут привлекать деньги на реализацию проектов по льготной ставке, не превышающей 5% годовых. Соответствующее постановление подписано Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.
Пояснение термина концессия. Концессия (от лат. concessio — уступка, разрешение) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, которые принадлежат правообладателю. Передача в концессию проводится на возмездном основании без указания срока или на определенный срок.
Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер .
Изменение нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (например, введение новых налогов или изменение их величины, отмена налоговых льгот и гарантий или режима их предоставления и т.п.) может привести к финансовым потерям инвестора и в конечном счете сделать процесс инвестирования невыгодным.
Концессионные договоры в ЖКХ: теория и практика
Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).
В решении этой проблемы Россия уже может опереться на богатый исторический и современный опыт, накопленный в других странах мира, поскольку в отличие от законов и нормативных актов организационная структура является более универсальной и менее жестко привязанной к особенностям развития отдельных стран.
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.
Концессии в ЖКХ – надежда или опасность?
Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса.
Изначально кормление имело эпизодический характер. Соответственно с нормами Русской правды, сборщики виры (штрафа), строители городов и другие категории получали определённое натуральное довольствие с населения. В XII—XIV веках кормление имело значительную роль в складывании системы местного управления.
Концессии в ЖКХ: почему муниципалитеты против частных инвесторов
В этом году в ЖКХ наблюдается концессионный бум. Но процесс проходит не без проблем
То, что государство так долго и упорно продвигало в сфере ЖКХ, похоже, начинает обретать вполне реальные очертания. В жилищно-коммунальную отрасль пошли частные инвестиции.
Если до недавнего времени количество концессионных соглашений можно было по пальцам пересчитать, то в этом году отмечен качественный скачок.
На просторах российского ЖКХ полноценно работает уже 900 концессий! О проблемах государственно-частного партнерства в коммунальной сфере шел разговор на недавнем IIIОбщероссийском форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры.
Условия созданы, милости просим!
В ЖКХ, наконец, пришли частные деньги. В целом за счет механизма ГЧП в отрасль привлечено 183 млрд руб. А значит, как отметили участники форума, инвестор поверил в отрасль. Достигнут определенный прогресс и в формировании концессионного законодательства.
— Сейчас у нас для частных операторов созданы такие условия, каких нет даже в некоторых экономически развитых странах, — отметила на форуме руководитель Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко.
И действительно, изменения в сторону «благоприятствования» частным инвесторам видны невооруженным глазом. Например, теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлен срок трансформации арендных соглашений в концессионные.
Любопытный факт. Везде, куда приходит концессионер, наблюдается улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%!
Но чтобы частный инвестор в отрасли заработал в полную силу, нужно окончательно решить вопрос прямых договоров с ресурсниками, сошлись во мнении участники форума.
Кроме того, двигаться дальше мешает отсутствие квалифицированных управленцев в ЖКХ. В отрасль приходит инновационное оборудование, но, к сожалению, многие коммунальные предприятия продолжают работать так, как привыкли — по старинке.
В планах министерства, по словам Оксаны Демченко, продолжение политики активного привлечения частных инвесторов, отстройку механизмов установления предельного уровня тарифов по оплате ЖКХ (чтобы частник не задирал цены), формирование перечня показателей по привлечению частных инвесторов (за чем теперь регулятор будет строго следить).
А муниципалитеты — против…
Между тем на пути развития частного сектора в ЖКХ есть серьезные преграды. И главная из них, как отметил председатель правления Центра государственно-частного партнерства Павел Селезнев, это, как ни странно, «тихое» противодействие муниципалитетов. Последние достаточно ощутимо препятствуют допуску частных инвесторов на свою территорию.
Причина проста: «чужаками» сложнее управлять. Ведь частник, конечно же, будет проявлять самостоятельность в принятии решений. А многие муниципалитеты привыкли к так называемому ручному управлению подотчетными предприятиями ЖКХ.
Кроме того, присутствует и боязнь каких-либо нововведений в принципе.
— Нужно активнее рассказывать о новых форматах в ЖКХ местным депутатам, представителям администрации, — убежден Павел Селезнев. — А то ведь частный инвестор порой просто бежит из города, столкнувшись с непониманием со стороны местной власти.
А вот заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев считает, что опасения муниципальных властей вполне понятны. И дело здесь даже не в какой-то злонамеренности и тем более корысти.
ЖКХ — это тот сектор, откуда поступает больше всего жалоб.
И муниципалитеты вполне объяснимо боятся того, что если они будут лишены управленческих рычагов, то не смогут вмешаться в ситуацию в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств.
Кроме того, региональным властям пока не понятно, какую тарифную политику будет вести частный инвестор, как он удержится в том тарифном коридоре, который обозначило государство. Будут ли у него стимулы модернизировать переданную ему инфраструктуру.
Еще одна не очень хорошая тенденция: не все выигравшие конкурс концессионеры потом заключают концессионное соглашение. То есть они заявляют о своем желании войти в ГЧП, получают определенную выгоду от аккумуляции финансов, а когда доходит до вложения собственных средств — дают задний ход.
— У нас в Подмосковье немало сделок находится в таком подвешенном состоянии, — признался Денис Буцаев. — И как с этим бороться, пока не совсем ясно.
Обеспокоила участников форума и практика так называемой смены вывесок. Сейчас предприятие ЖКХ, взятое в аренду, можно переоформить в концессию. И предприниматели этим активно пользуются.
В предпринимательской среде это называется «переобуться». То есть частник просто юридически меняет форму собственности, опять же не вкладывая при этом собственных средств.
— Из трехсот предприятий, которые изъявили желание оформить концессию, только сто — это реальные концессионеры. Остальные «переобулись», переоформили аренду в концессию, — сообщил вице-премьер подмосковного правительства.
А Павел Селезнев даже посетовал:
— Не хочется, чтобы такое «переобувание» стало для местной административной элиты удобным механизмом по «отжатию» собственности.
Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ
Между тем есть претензии к государству и у представителей другой стороны — у самих концессионеров, участников государственно-частных партнерств. Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов, например, посетовал на излишнее внимание надзорных органов:
— За последний год у нас прошло 120 проверок — по одной каждые две недели, — поделился он с участниками форума. — А ведь что такое проверка? Это выемка документов, отвлечение людей и пр. Конечно, со стороны может показаться, что все это не так ужасно. Но есть же пределы, есть психологическая усталость! — не без пафоса заключил он.
По мнению Юрия Сизова, предпринимателям должны быть понятны правила игры. В самом деле, зачем постоянно проверять предприятие, где и так все прозрачно?
— У нас 14 районов охвачено передовой системой сбора мусора. Мы сами себя проверим лучше любого проверяющего! — волнуется Юрий Сергеевич.
Вывод несложен: должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий. Тех, кто хорошо работает, надо оставить в покое и прекратить «кошмарить». А вот те, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях, должны серьезно призадуматься.
Еще одна головная боль «правильных» концессионеров — попытка городских властей свалить на них все прежние беды коммунальной инфраструктуры.
Частный оператор нередко заключает концессионное соглашение вслепую, а потом выясняется, что трубопровод, который он должен теперь обслуживать, не ремонтировался последние 20 лет.
Начинаются бесконечные протечки, и, понятное дело, затраты инвестора возрастают многократно.
Вице-президент ЗАО «СМИТ групп» Андрей Демин считает, что муниципалитеты должны корректно формулировать условия конкурса и честно прописывать там параметры и состояние инфраструктуры ЖКХ.
Если же на уровне тендерного соглашения это прописать невозможно, муниципалитет должен гарантировать, что сдаваемые в концессию инженерные сети прослужат столько-то и столько-то.
Причем гарантии должны быть подкреплены денежными средствами.
«Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?
Какие же направления больше всего интересуют частных инвесторов? Как оказалось, аншлаг наблюдается в сфере «мусорного» предпринимательства — вывоза ТБО, оборудования мусорных свалок и т.д. Популярны и объекты теплоснабжения: 456 проектов на 29,8 млрд руб. Традиционно пользуются спросом водоснабжение и водоподготовка: концессионеры активно разбирают региональные водоканалы.
— Сегодня нас тревожит отсутствие запроса муниципалитетов на частных операторов ЖКХ, — признался генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. — Мы работаем в отрасли 13 лет и уже давно доказали, что предприятия ЖКХ могут быть прибыльными и функционировать без копейки бюджетных дотаций.
Причина неудач в работе частных операторов в ЖКХ (да, собственно, и муниципальных операторов!) — это, по мнению Антона Михалькова, неумение сформировать правильные тарифы. А «неправильные» тарифы ведут к накапливанию долгов, невыплате по кредитам, а при худшем сценарии — и к банкротству.
…И все же процесс «концессионирования» в ЖКХ уже не остановить. Да, новый формат продвигается не без сложностей. Но когда у нас в России что-то проходило без сложностей? И все-таки надо признать, что там, где у коммунальной инфраструктуры есть хозяин, с подачей коммунальных ресурсов и качеством услуг ситуация становится значительно лучше.
А значит, мы на верном пути.
Елена МАЦЕЙКО
Концессия жкх что это такое простыми словами
Многие объекты (здравоохранения, образования, науки, автомобильные и железные дороги, поезда, морские и речные суда и др.) представляют большую социальную значимость. Они принадлежат государству и не могут быть приватизированы.
Тем не менее государство с целью привлечения денежных средств для строительства, ремонта, реконструкции данных объектов может заключить договор с частными партнерами — концессию.
В реальности же под концессию на территории бывшего Союза часто маскировалась продажа государственной собственности олигархам. Концессия — что это такое простыми словами?
Концессионные соглашения — что это такое?
Рассмотрим вначале пример:
Допустим, субъект РФ решил построить платный скоростной автобан, используя инвестиционные вложения.
В объем строительства входят также все необходимые дорожные сооружения и объекты для эксплуатации, обслуживания и ремонта дороги.
Автобан вместе со всеми входящими в него объектами должен остаться в государственной собственности. Между субъектом и инвестором заключается соглашение, при котором:
- инвестор обязуется осуществить строительство дороги, вовремя её ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии в зимний и летний периоды;
- субъект со своей стороны даёт право инвестору на протяжении определенного срока владеть и пользоваться дорогой, получая от ее эксплуатации доход. По истечении срока договора, инвестор утрачивает права владения и пользования объектом.
Таким образом, концессия простыми словами — это передача за деньги временных или постоянных прав владения и пользования имуществом, принадлежащего государству, частному лицу.
Имущество может быть только недвижимым, или недвижимым и движимым (если движимые объекты необходимы для обеспечения эксплуатации недвижимого имущества).
Стороны концессии
- Сторона-правообладатель, передающая права владения и пользования имуществом другой стороне за денежное вознаграждение, называется концедентом. В роли концедента выступает государство, субъект РФ или муниципальное образование.
- Принимающая сторона (ИП, коммерческая организация) — это концессионер, который создав, реконструировав, введя в эксплуатацию объект, регистрирует права управления им с целью возмещения вложенных средств.
Типы концессии в международном праве
В мире существуют пять разных схем концессии:
- Строительство (Build) Управление (Operate) Передача (Transfer) (аббревиатура по первым буквам ВОТ): концессионер строит объект и на время получает возможность управлять им на правах собственника, после чего передает его обратно концеденту.
- Строительство (Build) Передача (Transfer) Управление (Operate) (ВТО): построив объект, концессионер сразу передает его концеденту, тот регистрирует права собственности и передает имущество обратно инвестору в управление.
- Строительство (Build) Владение (Own) Управление (Operate) (ВОО): по завершению стр-ва объекта концессионер владеет им и управляет неограниченный период времени (хотя собственником является государство).
- Строительство (Build) Владение (Own) Управление (Operate) Передача (Transfer) (ВООТ): то же, что и в схеме выше, но право владения и управления устанавливается на какой-то срок, после чего происходит трансфер объекта государству.
- Покупка (Buy) Строительство (Build) Управление (Operate) (ВВО): частное юридическое лицо (концессионер) покупает объект у государства, совершенствует, реконструирует его и затем управляет им. Фактически — это узаконенная форма продажи государственной собственности частным лицам.
Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ
Определение концессионному соглашению дает ФЗ № 115 в ст. 3:
Концессия в Российской Федерации законодательно возможна только по схеме ВОТ: то есть после создания (реконструкции) недвижимого (и связанного с ним движимого) имущества, концессионер получает временное право владеть и управлять им, а по истечении срока концессии передает его обратно государству.
Однако на практике концессия в России осуществляется по второй схеме (ВТО): объект строится концессионером, передается временно государству для регистрации, а потом возвращается в инвесторское управление.
- Концессия является формой обременения для имущества правообладателя.
- Концессионер не имеет право отдать принадлежащий ему по договору концессии объект в залог или произвести его отчуждение в пользу третьих лиц.
- Концессионные соглашения заключаются на конкурсной основе, при этом информация о конкурсе, начиная с 2014 г., должна быть размещена на официальном информационном сайте РФ о проведении торгов.
- К реконструкции объекта относится:
- улучшение конструкции;
- модификация;
- замена устаревшего оборудования;
- внедрение новых технологий;
- изменение функций частей объекта
Передача в концессию напоминает приватизацию
Многие объекты (здравоохранения, образования, науки, автомобильные и железные дороги, поезда, морские и речные суда и др.) представляют большую социальную значимость. Они принадлежат государству и не могут быть приватизированы.
Тем не менее государство с целью привлечения денежных средств для строительства, ремонта, реконструкции данных объектов может заключить договор с частными партнерами — концессию.
В реальности же под концессию на территории бывшего Союза часто маскировалась продажа государственной собственности олигархам. Концессия — что это такое простыми словами?
Объекты концессии
Ст. 4 ФЗ № 115 определяет объекты, передаваемые по концессионному соглашению:
- автомобильные дороги и привязанные к ним объекты;
- железнодорожный, морской и речной транспорт;
- морские (речные) суда;
- аэропорты и аэродромы;
- метро и общественный транспорт;
- трубопроводный транспорт;
- электростанции и ЛЭП;
- гидротехнические объекты;
- объекты тепло- и водоснабжения, водоотведения;
- образовательные, социальные, культурные, спортивные, туристические и иные объекты;
- учреждения здравоохранения, санатории и курорты;
- военные склады;
- мусороперерабатывающие заводы;
- коммунальные объекты;
- компьютерные программы, базы данных. информационные сайты (либо объекты информационных технологий);
- иные объекты.
Концессия для объектов ИТ
Правила концессионных соглашений для объектов информационных технологий регулируются отдельной главой закона 4.1:
Концедент приобретает исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, которые являются частью объекта концессии, согласно договору.
При этом в момент заключения соглашения о модификации объекта ИТ у самого концедента должны быть исключительные права, и если требуется, согласие обладателя авторских прав (ст. 53.
1 № 155-ФЗ).
Концессионер может использовать рез-ты интеллектуальной деятельности только в том случае, если он обладает исключительными правами на них при заключении договора концессии.
Концессия для инженерных коммуникаций
Ряд линейных объектов (ТЭЦ, системы горячего и холодного водоснабжения, канализационные линии сдаются в концессию, по правилам, установленным гл. 4 данного федерального закона:
- в концессии обязательно принимает участие субъект РФ, в территориальных пределах которых находятся данные объекты;
- реализация товаров, работ и услуг производятся концессионером по установленным тарифам и расценкам;
- государственное или муниципальное унитарное учреждение, передавшее инженерные коммуникационные объекты по договору концессии, в течение года после подписания соглашения должно внести в свой устав изменения, касательно своей деятельности
- (ст. 39 № 115-ФЗ).
Коммерческая концессия
При коммерческой концессии возможна передача от концедента концессионеру исключительных прав (торговых марок, знаков, ноу-хау и пр.) на определенный срок или бессрочно.
- Правообладатель может разрешить использовать свой коммерческий опыт и деловую репутацию, указав объем этого использования, территорию и сферу деятельности.
- Обеими сторонами коммерческого концессионного соглашения, в отличие от государственного, могут быть КО и отдельные гражданские лица, зарегистрированные как ИП.
- Договор коммерческой концессии заключается по правилам лицензионных договоров (ст. 1027 ГК РФ)
- Концессионер может передать все свои исключительные права (или их часть) другим пользователям по договору субконцессии (ст. 1029 ГК).
- Денежное вознаграждение, которое концессионер выплачивает концеденту, может быть в виде:
- фиксированных платежей;
- процентов от выручки;
- разницы между розничной и оптовой ценой продукции, по которой она продается правообладателю (ст. 1030 ГК).
Расторжение концессионного договора
Соглашение может быть расторгнуто в случае:
- неисполнения концессионером своих обязанностей по договору;
- нарушения им сроков создания и реконструкции объектов;
- изменении основного назначения объекта;
- причинения большого материального ущерба концеденту;
- передачи объекта, не соответствующего по своим характеристикам требованиям соглашения;
- прекращения концессионером в одностороннем порядке деятельности без согласия правообладателя и т.д.
(Прочесть полностью условия расторжения договора можно в ст. 15).
И напоследок:
Концессия, аренда и приватизация
Чтобы окончательно понять, что такое концессия, можно вспомнить коммерческую аренду: недвижимый объект при аренде также предоставляется во временное пользование. Однако концессионер еще и создает (строит) этот объект, либо проводит его реконструкцию. Таких обязательств у арендатора нет.
Передача в концессию государственного объекта частной компании является скрытой формой приватизации.
Подробности в видео
Загрузка…
Концессия ЖКХ – что это такое простыми словами?
В последнее время в жилищно-коммунальном хозяйстве всё больше внимания уделяется такой форме договора, как концессия.
Другими словами, взаимовыгодному сотрудничеству частных собственников и государственных структур.
Сущность концессии в ЖКХ
Такого рода соглашение представляет собой партнёрские отношения желающих инвестировать в государственные объекты, нуждающиеся в реконструкции. Что является основанием для передачи этой недвижимости в эксплуатацию частнику.
Тогда как инвестирующий принимает условие о больших капиталовложениях в создание или ремонт тех или иных объектов, с учётом получения в дальнейшем хорошего дохода.
Такое взаимодействие государства и собственника (сокращённое название ГЧП) считается самым подходящим для обновления и оздоровления жилищно-коммунального хозяйства с помощью инвесторов, ведь сами здания и оборудование полностью сохраняются за государством. То, что это сотрудничество отлично подходит для обеих сторон – вполне очевидно.
В основе партнёрских отношений лежит федеральный закон за номером 115, о порядке заключения таких соглашений, а также постановление правительства под номером 748. которым утверждена типовая форма уступки прав частнику.
Как правило, одной из сторон при передаче в эксплуатацию технических сооружений, используемых в водопроводном, канализационном или тепловом хозяйстве, всегда выступает региональная власть, представляющая интересы государства.
К сведению! Иностранцы не могут участвовать в сделке, партнёрство доступно только российским предпринимателям.
В жилищно-коммунальном хозяйстве подписание такого соглашения возможно только при наличии следующих параметров:
- длительный срок договора;
- чёткие акценты, определяющие основные цели и задачи подписанного соглашения сторон в отношении реконструкционных или строительных работ;
- конкретика в определении вкладываемой инвестиционной суммы, сверх которой обязательства предпринимателя заканчиваются;
- выполнение частником определённых требований, в том числе энергосбережение, качественное выполнение работ, гарантия надёжности;
- порядок получения своих затрат подрядчиком, в случае, когда соглашение уже истекло, а деньги ещё недополучены.
Нельзя сказать о том, что сотрудничество частных собственников и государственных органов абсолютно прибыльно, известно и о многих недостатках.
Преимущественные стороны и недостатки концессии ЖКХ
Среди преимущественныхсторон можно назвать:
- открывающаяся перспектива реконструкции и модернизации жилищно-коммунальных зданий и сооружений без привлечения государственных денег;
- период эксплуатации объектов предпринимателями ограничен конкретными сроками, тогда как сами имущественные комплексы как были государственными либо муниципальными, так и остаются;
- такая форма уступки прав предусматривает сохранение за государством возможности наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью частника.
Если поближе познакомиться с существующей практикой, то такого рода форма не так уж и безоблачна:
- разработка проектно-сметной документации, конкурсного пакета, ведение торгов, земельный кадастр и многое другое предусматривает определённую долю вложений из областных и муниципальных денег, минимальный объём которых составляет 20% от необходимых сумм;
- непросто подобрать подходящего, достаточно состоятельного бизнесмена, который запросто потратит большие деньги на жилищно-коммунальную сферу, обычно заняться этим хотят предприниматели средней руки, а то и вовсе изменившие форму собственности муниципальные структуры, которые не имеют нужной суммы.
Чтобы соглашения в виде концессии работали, создан специальный фонд, содействующий реформам в жилищно-коммунальном хозяйстве. Участвуя в нём, предпринимателям предписано в первую очередь обратить внимание на небольшие города и сёла с числом проживающих не больше 250 тысяч человек.
При этом условия финансирования предполагают, что вложения инвестирующего должны быть не менее 20% от абсолютных затрат. Из фонда же средства могут быть получены в пределах трёхсот миллионов рублей.
В случае, когда бизнесмен нарушил установленные концессией сроки, не выполнил намеченное и остался должен перед фондом – проект не удался. Хотя чаще всего, в связи с упадочным состоянием ЖКХ, это и не является его виной.
Как заключить концессию в ЖКХ
После того, как частник, желающий инвестировать, подобрал подходящий объект типа котельной, алгоритм действий следующий:
- подать заявку в местную администрацию;
- исполнительный орган подготовит ПСД и проведёт конкурсные процедуры;
- комиссия проанализирует документацию всех заявителей и выберет подходящего инвестора;
- когда пакет документов подал только один претендент, он и будет заниматься инвестированием без всякого конкурса;
- предпринимателя могут обязать откорректировать свои планы, но иногда этого не требуется.
Текст соглашения частника и государства состоит из нескольких пунктов:
- Описательная характеристика объекта уступки прав.
- О периоде, когда договор будет действителен.
- О величине сумм концессии , в каком виде она будет осуществляться и в какие сроки
- О величине сумм и их составляющих, идущих на реконструкционные или строительные мероприятия.
- При каких обстоятельствах договор расторгается до окончания намеченного срока.
- Каким образом будут разрешаться претензии сторон.
- Банковские гарантии.
- Данные о субъектах и их подписи.
Кроме того, предпринимателю в обязательном порядке передаются все документы на принимаемые им в эксплуатацию объекты.
Что иногда мешает передать объекты в концессию ЖКХ
Предметом уступки прав может стать любой объект ЖКХ (инженерные сети, электроподстанции, тепловые котельные), но при этом важно:
- государственная собственность должна быть официальной;
- в обязательном порядке оформляется уступка прав на объект.
Из-за этого часто бывают проблемы при подписании договоров, т.к. часть трасс до сих пор не имеет правоустанавливающей документации, а некоторые, даже имея полный пакет, не могут рассматриваться для инвестиций из-за скопившихся долгов.
Все необходимые шаги для снятие этих вопросов предпринимаются на уровне Правительства РФ.
По статистическим данным, за 2021 г. количество заключённых концессий в ЖКХ, имеющих успех, изрядно выросло.
Спасут ли концессии ЖКХ
В ближайшее время МУП и ГУП хотят запретить деятельность, направленную на снабжение населения теплом и водой. Такая норма содержится в законопроекте, который поступил в Госдуму.
Альтернативой унитарным предприятиям в коммунальной сфере считаются частные компании-инвесторы, работающие по договору концессии.
Результативность таких соглашений обсудили члены Союза российских городов на ежегодном собрании, которое прошло в Липецке.
Как показал анализ данных из крупных областных центров, собранных НП “ЖКХ Контроль”, наиболее привлекательными для инвесторов оказались проекты создания полигонов ТКО и снегоплавильных установок. Причина проста – здесь речь идет о появлении нового имущества. В остальных случаях инвестору предложили муниципальные объекты, которые требовали значительной модернизации.
Ливневку в Нижнем Новгороде модернизируют за 20 миллиардов рублей
Пионером ГЧП в коммунальном секторе была Пермь, где инвестору сдали водоканал. Договор аренды, заключенный на 49 лет в 2003 году, в 2013-м преобразовали в договор концессии. С тех пор управляющая компания дважды перепродавалась с выгодой для предыдущего собственника.
По данным НП “ЖКХ Контроль”, концессионер инвестирует только собственные средства из текущей выручки, в городе сохранились перекрестные тарифы на холодную воду и водоотведение.
Если для населения тариф на холодную воду в настоящее время равен 27,53 рубля за кубометр, то для прочих потребителей – 40,23 рубля.
Похожим путем пошли в 2012 году власти Воронежа, заключив соглашение с “Росводоканалом” на концессию системы водоснабжения и водоотведения на 30 лет. Но документ не содержал конкретных параметров модернизации.
Действия концессионера позже прописали в формате пятилетних инвестиционных программ.
Заимствования привлекаются на условиях корпоративного финансирования – кредиты дает банк, который входит в ту же группу, что и “Росводоканал”.
Длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации
– К данному моменту привлечено около двух миллиардов рублей.
При этом тариф за период 2012-2015 годов вырос с 15,79 до 22,52 рубля за кубометр, с середины 2021 года он был понижен до 19,31 рубля, что говорит о непростой политической ситуации вокруг водоканала.
Сейчас тариф составляет 20,69 рубля. За время работы концессионера численность работников сократилась на 40 процентов, при этом средняя зарплата выросла на 59 процентов, – выяснили в НП “ЖКХ Контроль”.
Заметим, что воронежский водоканал пока инвестора не менял. В управляющей им компании не раз указывали на то, что исходные данные о состоянии сетевого хозяйства были не совсем корректными. Пришлось проводить комплексное обследование и оценку объектов, чтобы скорректировать планы их реконструкции. Подобное “промедление” вызывало критику со стороны местных депутатов.
Откуда деньжата?
Исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева сообщила, что самые долгосрочные концессии (в Перми и Воронеже) обещают самые большие инвестиции, но по факту эти соглашения – лишь декларации о намерениях: они заключались до 2014 года, после которого конкурсы проводятся на основании минимизации необходимой валовой выручки. Сейчас очевидно, что эти долгосрочные концессии не обеспечивают конкуренцию за рынок и по существу являются инструментом монополизации в частных руках деятельности, направленной на управление городскими водоканалами, отметила Разворотнева. При этом она признала, что частные монополии работают достаточно эффективно.
Жители ярославской двухэтажки остались без крыши
Экспертов удивило, что кредиты берутся инвесторами не под проектное финансирование, а под собственные активы (по такой схеме действует тот же “Росводоканал”). Получается, из-за рамочного характера концессионных соглашений банки не готовы рассматривать их как обеспечение займов, хотя именно это является целевой задачей развития государственно-частного партнерства.
– Слишком длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации, – подчеркнула Светлана Разворотнева. – В отдельных случаях концессии не привели к эффективной работе предприятия.
Часто речь не шла о привлечении заемных средств. Большинство концессий делаются на собственные средства профильных предприятий – владельцев объектов, в ряде случаев – на деньги муниципалитета.
Все это заставляет сомневаться в эффективности реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ.
Масштаб не главное
Как правило, механизм концессии применяют в крупных муниципалитетах – там, где инвестору есть где развернуться, а рост тарифа, неизбежный из-за увеличения затрат на модернизацию, можно “разбить” на большее количество потребителей. Но есть и случаи, когда удается эффективно передать в частное управление небольшое коммунальное хозяйство.
Названы регионы с самыми низкими расходами жителей на ЖКХ
Так, в тамбовском моногороде Котовске с 2021 года реализуется концессионное соглашение о модернизации отопительной системы, прошлой осенью там открыли шесть блочно-модульных котельных, которые обеспечивают теплом 95 процентов квартир.
На реализацию проекта ушло полмиллиарда рублей: 300 миллионов выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ, 200 вложила компания “Компьюлинк”. Инвестор должен обновить все городские сети теплоснабжения в течение трех лет.
Как пояснял тогда мэр Алексей Плахотников, без федеральной поддержки тариф для населения вырос бы на 50 процентов.
На Тамбовщине успешно опробовали систему энергосервисных контрактов
На Тамбовщине успешно опробовали и другую схему государственно-частного партнерства в ЖКХ – энергосервисные контракты. В городах их начали заключать два года назад, затем подтянулись и райцентры-села. Муниципалитеты заключают договоры с АО “ААА Инжиниринг”, которое меняет старые уличные светильники на энергосберегающие. При этом сокращаются расходы на освещение.
Так, поселку Знаменка четыре сотни новых фонарей дадут экономию почти в 1,2 миллиона рублей в год. В августе начался монтаж 350 светильников в Бондарях. В сентябре к обновлению системы освещения приступят в Котовске – там нужно установить почти тысячу фонарей.
Гарантия на новое оборудование – семь лет, в течение этого периода подрядчик обязуется бесплатно обслуживать и менять светильники.
Директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков отметил, что энергосервисный контракт – единственная форма государственно-частного партнерства, при котором проект реализуется только за счет инвестора без софинансирования из областного и местного бюджетов. Затраты при этом возмещаются за счет экономии средств, достигнутой при внедрении энергосберегающих технологий.
Теория малых дел
В рабочем поселке Знаменка пошли дальше и недавно заключили энергосервисный контракт на модернизацию системы теплоснабжения детского сада “Солнышко”. Пилотный инвестиционный проект обойдется в 2,1 миллиона рублей.
Инвестор – московская компания “Эктив Соцэнергосервис” – обязуется установить в детском саду индивидуальный тепловой пункт с погодным регулированием, а также обеспечить его гарантийное обслуживание на протяжении семи лет. По окончании контракта оборудование в исправном состоянии передадут заказчику.
По подсчетам специалистов, экономический эффект от нововведения составит 52 процента, а экономия на отоплении объекта – более 560 тысяч рублей в год.
Как с помощью гаджетов сэкономить на оплате коммуналки
Тамбовские чиновники надеются отработать на “Солнышке” все нюансы взаимодействия, чтобы затем применить опыт в других бюджетных организациях.
Региональный центр энергосбережения подготовил еще три пилотных проекта модернизации систем освещения и теплоснабжения в формате ГЧП, которые будут реализованы до конца 2021 года.
Фонд содействия реформированию ЖКХ уже предложил Тамбовской области выступить в качестве пилотного региона в сфере реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.
– Это серьезные мероприятия, которые дают огромный экономический эффект. Одна только установка индивидуальных тепловых пунктов позволит уменьшить плату за отопление до пятидесяти процентов, – подчеркнул директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков.
Прямая речь
Игорь Колесников, руководитель проекта направления “Городское хозяйство” фонда “Институт экономики города”:
– Коммунальный сектор – это всегда естественные монополии. Это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции.
Поэтому монополия предполагает инструменты ценового регулирования.
То есть тарифы на товары (холодную воду, тепловую энергию и так далее), производимые в условиях монополии, подлежат регулированию по установленным государством правилам.
При конкурсном отборе концессионера определяются параметры, в соответствии с которыми после заключения концессионного соглашения орган регулирования устанавливает тарифы.
Но правила установления тарифов не обеспечивают тот их размер, на который рассчитывал концессионер по результатам конкурса. Концессионные процедуры не всегда позволяют отобрать наиболее эффективного инвестора, необходимо совершенствовать этот механизм.
Схема реализации таких соглашений является зачастую формой скрытой приватизации активов потому, что концессионное соглашение заключается на длительный срок (30-40 лет), а оно должно заключаться на срок, необходимый для реализации конкретного проекта (например, строительства водозаборных сооружений, модернизации сетей) и возврата вложенных инвестиций, получения планируемой доходности. В текущих условиях это может быть 15-20 лет.
Кроме концессий, возможны иные формы повышения эффективности коммунального сектора. Например, договор управления коммунальным предприятием либо договор аренды без ограничения эксплуатации передаваемого имущества пятилетним сроком.
Кстати
Возможную ликвидацию системы коммунальных МУП и ГУП эксперты уже подвергли критике. Так, исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева считает, что это приведет к ухудшению ситуации в отрасли.
В фонде “Институт экономики города” (Москва) по запросу “РГ” сообщили, что формальная замена всех МУП на концессионеров в коммунальном секторе может не привести к повышению эффективности предприятий: “Замены и конкурсы целесообразны там, где МУП не достигают целевых показателей деятельности, не выполняют инвестиционные программы”. Не одобрил возможные поправки в законодательство и министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. Он предложил трансформировать МУП и ГУП в казенные предприятия, чтобы местные и региональные власти могли покрывать их долги без нарушения федерального законодательства. “В “коммуналке” внебюджетные источники вообще-то стремятся к нулю. Единственный способ привлечь инвестора – поднять ему тариф, потому что компания хочет выжить и заработать. А у нас рост платы за коммунальные услуги ограничен. По экономически обоснованному тарифу население платить не сможет. Выход – мы должны сферу ЖКХ финансировать из бюджета. Другое невозможно”, – добавил Якушев.