Когда не требуется обеспечение заявки

Содержание
  1. Обеспечение заявок по 44-ФЗ
  2. ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ С РАЗМЕРОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ
  3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА
  4. ВОЗВРАТ ДЕНЕГ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ
  5. Читать ещё:
  6. Госзакупки: в какую сумму обойдутся обеспечение заявки и контракта
  7. Обеспечение заявки
  8. Обеспечение заявки на электронных аукционах
  9. Когда обеспечение заявки не требуется
  10. Возврат обеспечительного платежа
  11. Обеспечительный платеж для исполнения контракта 
  12. Формы обеспечения
  13. Банковская гарантия
  14. Возврат обеспечения
  15. Когда обеспечение контракта не требуется
  16. При снижении цены размер обеспечения увеличивается
  17. Как находить информацию о торгах
  18. Обеспечение заявок и контрактов по 44-ФЗ о контрактной системе: в какую цену они могут обойтись?
  19. Обеспечение заявок при проведении электронных аукционов
  20. Когда не требуется предоставлять обеспечение заявки
  21. Платеж в целях обеспечения исполнения контракта
  22. Гарантия банка
  23. Когда не требуется обеспечения контракта
  24. Размер обеспечения увеличивается в случае снижения цены
  25. Информация о торгах: как искать?
  26. :
  27. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ
  28. Электронные аукционы
  29. Конкурсы и закрытые аукционы
  30. Размер обеспечения заявки
  31. Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки
  32. Требования к банковской гарантии
  33. Как получить банковскую гарантию
  34. Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?
  35. Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?
  36. Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб
  37. Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?
  38. Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать
  39. Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ
  40. В каких случаях возвращается обеспечение заявки по 44-фз
  41. В какие сроки должны вернуть средства
  42. Когда обеспечение заявки по 44-ФЗ не возвращается, и что в этом случае делать

Обеспечение заявок по 44-ФЗ

Когда не требуется обеспечение заявки

В этой статье поговорим об обеспечении заявок на участие в закупках: что это такое, какой размер может устанавливать заказчик и в каких случаях деньги возвращаются поставщику.

Для участия в торгах необходимо обеспечение заявки (залог), которое подтверждает платежеспособность и служит гарантией покрытия возможных рисков заказчика.

44-ФЗ обязывает заказчиков требовать от участников внесение обеспечения их заявок. Также в федеральном законе о контрактной системе говорится и об обеспечении исполнения контракта (это требование не обязательное, заказчик может его и не устанавливать).

Порядок предоставления обеспечения, процесс возврата денег, условия, при которых обеспечение не возвращают, рассматривает 44 статья Федерального закона о закупках.

Если поставщик не предоставил обеспечение заявки, его не допустят к торгам.

Согласно закону о контрактной системе обеспечение заявки можно вносить двумя способами:

  • Перечислить деньги на счет заказчика;
  • Предъявить банковскую гарантию.

44-ФЗ устанавливает, что выдавать гарантии могут не все банки, а только те, что прошли аккредитацию Минфином. При этом порядок выдачи банковской гарантии устанавливает каждый конкретный банк. Он оставляет за собой право досконально проверить участника закупки. Гарантия служит подтверждением того, что в случае неисполнения участником определенных условий банк возместит заказчику все потери.

Бывает, что участник перечисляет деньги и передает заказчику подтверждающие документы. Но если по факту средства на счет не поступили, то обеспечение заявки считается не внесенным.

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ С РАЗМЕРОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ

Величина обеспечения привязана к цене контракта, поэтому чем больше начальная цена контракта, тем большую сумму нужно будет внести. Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.

Если поставщик является малым предприятием, организацией уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов, социально ориентированной некоммерческой организацией, обеспечение заявки не должно превышать 2% от начальной цены контракта.

Важно! Выданная банковская гарантия может быть признана недействительной. Основные причины:

  • Отсутствие нужных данных;
  • Просрочка банковской гарантии (срок должен на 2 месяца превышать время окончания подачи заявок);
  • Сведений о гарантии может не быть в реестре.

Размер обеспечения заявки привязан только к цене контракта и не зависит от типа проводимой процедуры.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА

Если речь идет об электронном аукционе, и начальная цена контракта меньше трех миллионов рублей, то размер обеспечения заявки должен составлять 1% от цены контракта. Точную сумму устанавливает заказчик. Эти сведения содержатся в документации о закупке.

Порядок внесения обеспечения при проведении ЭА прописан в п. 8 статьи 44 федерального закона №44. В статье говорится о том, что деньги перечисляются на счет электронной торговой площадки (ЭТП), на которой будет проходить закупка.

На счете ЭТП открываются отдельные счета для каждого участника. Оператор ЭТП блокирует сумму, после чего с этим деньгами нельзя производить никаких операций. Поставщика не допустят к торгам, если у него на счету нет необходимой суммы.

ВОЗВРАТ ДЕНЕГ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВКИ

Существует несколько случаев, при которых поставщику могут вернутьобеспечение заявки:

  • Рассмотрение и оценка заявок завершилась. Подписан протокол. При этом победителю обеспечение возвращается позже;
  • Отклонение заявки участника;
  • Отмена процедуры определения поставщика;
  • Отзыв заявки самим поставщиком;
  • Отстранение участника от процедуры определения поставщика;
  • Заказчик не получил согласование органа власти на заключение контракта с единственным поставщиком.

Когда деньги не возвращаются поставщику:

  • Участник самостоятельно уклонился от заключения контракта;
  • Поставщик не произвел в указанные сроки обеспечение контракта.

26.10.2021

Читать ещё:

Банковская гарантия

Узнайте, что такое банковская гарантия, и какие виды банковских гарантий бывают. В каких случаях вам могут, не вернут обеспечения заявки, а в каких вы можете не предоставлять обеспечение вовсе.

О тендерах для новичков

Какие документы подготовить для участия в тендерах и закупках? Чего не сделать заранее? На что обратить особое внимание? Как не пропустить выгодные контракты? Пошаговая и подробная инструкция.

Госзакупки: в какую сумму обойдутся обеспечение заявки и контракта

Когда не требуется обеспечение заявки

  • Новости
  • Электронный документооборот

Госзакупки: в какую сумму обойдутся обеспечение заявки и контракта

7 октября 2021

Чтобы стать поставщиком для государственных и муниципальных нужд, организации или предпринимателю понадобятся деньги. Деньги потребуются на двух этапах тендера: в момент подачи заявки на участие в конкурсе или электронном аукционе, и на этапе, когда победитель торгов должен будет заключить государственный или муниципальный контракт.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Обеспечение заявки

Подавая заявку на участие в конкурсе или в электронном аукционе,  каждый участник должен внести обеспечительный платеж. В свою очередь, установить такой платеж входит в обязанности каждого заказчика.

Размер обеспечения заказчик устанавливает на свое усмотрение, но в диапазоне от 0,5 % до 5% начальной (максимальной) цены контракта. Так, если заказчику необходимо приобрести картриджи для своей оргтехники на сумму 600 000 руб.

, сумма, необходимая для обеспечения заявки и участия в данном электронном аукционе составит 30 000 руб. (5%).

Требование об обеспечении заявок касается всех участников без исключения.  Его цель — возместить потери государственных и муниципальных заказчиков в том случае, если участник подаст заявку, победит в тендере, однако уклонится от заключения контракта. В таком случае  обеспечение его заявки останется у заказчика в качестве компенсации. 

Обеспечение заявки на электронных аукционах

Отдельно надо сказать об обеспечении заявок на электронных аукционах. Для этого вида торгов закон предусмотрел несколько вариантов обеспечения: 

  • в общем случае размер обеспечения составит от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта (на практике заказчики чаще всего заказчики устанавливают 5%);
  • для аукционов с небольшой начальной (максимальной) ценой — не более 3 000 000 руб., размер обеспечения не должен превышать 1% начальной (максимальной) цены контракта; 
  • в том случае, если проводится аукцион для субъектов малого предпринимательства, обеспечение не должно превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Когда обеспечение заявки не требуется

В случае запроса котировок закон позволяет заказчикам не устанавливать обеспечение заявок. Данный способ является самым простым и в плане его организации, и по его условиям. Цены котировочных контрактов не превышают 500 000 руб., сроки исполнения короткие. Путем запроса котировок обычно закупаются типовые товары, несложные работы, простые услуги.

Поставщикам, которые только начинают осваивать систему закупок, можно порекомендовать попробовать себя именно в запросах котировок. Это позволит обойтись без значительных затрат на начальном этапе.

Чтобы своевременно получать информацию именно о тех торгах, которые проводятся в форме запроса котировок, можно воспользоваться сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки.

Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. В «Контур.

Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его запросы котировок. 

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Возврат обеспечительного платежа

В том случае, если участник не добился права на заключение контракта (то есть не победил в торгах), он получит обратно сумму обеспечения заявки. 

Обеспечение возвращается и в иных случаях: если закупка отменена, если участник  воспользовался своим правом и отозвал заявку, если закупочная комиссия  отклонила заявку  по результатам рассмотрения.

Для возврата установлены следующие сроки. Для конкурсов это 5 рабочих дней, на электронных аукционах — 1 рабочий день с момента наступления события, которое является основанием для возврата обеспечительного платежа. 

Обеспечительный платеж для исполнения контракта 

Кроме платежа для обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж,  обеспечивающий исполнение контракта. Это обязанность касается только тех, кто получил право на заключение контракта. Вместе с подписанным контрактом поставщик предоставляет заказчику предусмотренное обеспечение. 

Размер обеспечения исполнения контракта зависит от его суммы:

  • от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта равна или менее 50 млн. руб.; 
  • от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта превышает 50 млн. руб.

Обязанность установить размер обеспечения в целях исполнения контракта возложена на заказчика, и чаще всего речь идет именно о 30 % от суммы контракта. 

Так, если заключен контракт на 1 500 000 руб., поставщику необходимо перечислить на расчетный счет заказчика 500 000 руб. и «забыть» об этих деньгах до момента исполнения контракта. То есть до тех пор, пока заказчик сможет убедиться в полном соответствии поставленных товара, работы, услуги всем установленным контрактом и законом требованиям. 

В этом и состоит цель внесения обеспечения. Если поставщик не исполнит свои обязательства по контракту, у заказчика возникнет право оставить себе сумму обеспечения для компенсации своих потерь. 

То есть обоих случаях (обеспечение заявки и обеспечение контракта) обеспечительный платеж служит гарантией соблюдения государственных интересов в ходе закупок.   

Формы обеспечения

Закон предусматривает два способа внести обеспечение — в виде денежных средств или в виде банковской гарантии. 

Форму обеспечения выбирает участник, поэтому ему надо решить: изъять из своего оборота приличную сумму или обратиться в банк за получением банковской  гарантии.

Здесь следует понимать, что банк выдает гарантии за деньги.

Поэтому перед обращением в банк необходимо сделать точный расчет, чтобы понять, какой вариант будет выгоднее — получить банковскую гарантию или внести обеспечительный платеж в виде денежных средств. 

При выборе формы обеспечение кроме экономических причин есть и установленные законом ограничения. Так, на электронном аукционе обеспечение заявки предусмотрено только в виде денежных средств. Это объясняется спецификой электронных торговых процедур и деятельностью электронной торговой площадки.

Банковская гарантия

К банковским гарантиям установлен ряд требований. Гарантия должна содержать конкретные условия, предусмотренные законом и установленные заказчиком (например, срок действия, превышающий срок контракта не менее чем на один месяц). Кроме того, гарантия может быть выдана только теми банками, которые входят в реестр специально уполномоченных Минфином кредитных организаций.

После выдачи банковской гарантии банк  размещает информацию об этом  в Единой информационной системе не позднее 1 рабочего дня. Далее заказчик  должен убедиться, что гарантия соответствует всем требованиям.

Возврат обеспечения

Срок возврата обеспечения исполнения контракта законом не регулируется, поэтому заказчики каждый раз в контрактах отдельно определяют эту позицию.     

Всем участникам необходимо выяснять для себя срок возврата еще на этапе ознакомления с извещением и документацией о закупке. Это позволит избежать неприятных сюрпризов в виде удержания обеспечения по контракту на весьма длительное время, например, на весь срок действия гарантии после исполнения контракта.

Когда обеспечение контракта не требуется

Существуют ли виды закупок, при осуществлении которых обеспечение исполнения контракта не устанавливается? Да, существуют. Законом предусмотрены виды поставок, которые позволяют заказчику не устанавливать требования по обеспечению исполнения контракта. 

Прежде всего, это отдельные виды закупок у единственных поставщиков, когда торги не проводятся, а партнера для поставки заказчик выбирает в силу его специфического положения. Примерами могут служить поставки в сфере коммунальных услуг, энергетики и т.д.

Но если участник подает заявку на конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, он должен быть готов уплатить предусмотренное обеспечение исполнения контракта в случае своей победы. 

При снижении цены размер обеспечения увеличивается

Отдельно надо принять во внимание антидемпинговые меры. Они призваны контролировать чрезмерное снижение цены при закупках. Если в ходе торгов участник снижает цену более чем на 25%, он должен подкрепить свои действия повышенным в полтора раза обеспечением. 

Если начальная (максимальная) цена закупки составляет 15 млн. рублей или меньше, то вместо повышенного обеспечения участник вправе предоставить информацию о том, что в течение 1 года до даты подачи заявки он успешно исполнил не менее 3-х контрактов (либо не менее 4-х контрактов в течение 2-х лет).

При этом не менее 75% этих контрактов должны быть исполнены без применения неустоек. Также можно представить информацию о том, что в течение 3-х лет до даты подачи заявки поставщик успешно исполнил 3 или больше контрактов, причем, каждый из них был исполнен без применения неустоек.

В этих случаях цена одного из уже исполненных участником контрактов должна составлять не менее чем 20% цены контракта, на заключение которого данный участник подает заявку.

Как находить информацию о торгах

Многие опытные поставщики пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки.

Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов.

На основании сведений о предыдущих закупках заказчика в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в «Контур.

Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Обеспечение заявок и контрактов по 44-ФЗ о контрактной системе: в какую цену они могут обойтись?

Когда не требуется обеспечение заявки

В данной статье речь пойдет о предоставлении финансового обеспечения контракта и заявки. Кроме того, мы расскажем, в каких случаях есть возможность сэкономить, обойдясь без такого обеспечения.

В предыдущих статьях, которые были посвящены государственным закупкам, мы осветили принципы работы контрактной системы и рассказали о том, какие отличия имеют разные виды торгов. В этой статье речь пойдет о финансовом обеспечении контракта и заявки. Мы также расскажем, в каких случаях есть возможность сэкономить, обойдясь без такого обеспечения.

Вы хотите стать поставщиком для муниципальных и государственных нужд? Для этого понадобятся деньги. Они будут нужны на двух этапах проведения тендера: при подаче заявки с целью участия в электронном аукционе либо конкурсе, а также на этапе заключения победителем торгов муниципального либо государственного контракта.

Обеспечение заявок при проведении электронных аукционов

Отдельно скажем об обеспечении заявок при проведении электронных аукционов. Для подобного вида торгов законом предусмотрено несколько способов обеспечения заявки.

  • В общем случае сумма обеспечения составит 0,5-5 % от начальной (максимальной) контрактной цены (на практике заказчиками, как правило, устанавливается 5,0%).
  • При проведении аукционов, имеющих начальную (максимальную) цену не больше 3,0 млн. рублей, сумма обеспечения не должна превышать 1,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.
  • При проведении аукционов для СМП сумма обеспечения не должна превышать 2,0 % от начальной (максимальной) контрактной цены.

Когда не требуется предоставлять обеспечение заявки

При запросе котировок законодательством разрешено не требовать от заказчиков установления обеспечения заявок. Этот способ является наиболее простым и по условиям, и по организации.

Что касается цен котировочных контрактов, то они не превышают 500,0 тысяч рублей, а сроки исполнения достаточно короткие. Методом запроса котировок, как правило, проводятся закупки типовых товаров, простых услуг и несложных работ.

Поставщики, только начинающие осваивать систему закупок, могут попробовать себя в запросах котировок, что даст им возможность на начальном этапе обойтись без существенных затрат.

Для своевременного получения информации о торгах, проводимых методом запроса котировок, можно использовать сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти необходимые ему закупки.

Сервис имеет «умную» поисковую систему, позволяющую искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику либо цене. «Контур.

Закупки» дают возможность поставщику проводить настройку шаблонов запросов о проводимых торгах по «своим» товарам, а также получать на свою электронную почту актуальные уведомления о появлении в системе интересующих его запросов котировок.

Платеж в целях обеспечения исполнения контракта

Помимо платежа в целях обеспечения заявки, поставщик должен внести платеж, который бы обеспечивал исполнение контракта. Это обязаны делать только те, кто получил право заключить контракт. Наряду с подписанным государственным контрактом поставщик должен предоставить заказчику предусмотренное обеспечение.

Что касается размера обеспечения исполнения контракта, то он зависит от суммы:

  • при цене контракта, которая меньше либо равна 50,0 млн. рублей, – 5-30 % от начальной (максимальной) контрактной цены;
  • при цене контракта, которая превышает 50,0 млн. рублей, – 10-30% от начальной (максимальной) контрактной цены.

Обязанности по установлению размера обеспечения для исполнения контрактных обязательств возлагаются на заказчика, причем, как правило, речь идет о 30,0 % от суммы по контракту. Так, при заключении контракта на сумму 1,5 млн. руб. поставщик должен обеспечить перечисление на счет заказчика 450,0 тыс.

рублей и «не вспоминать» об этой сумме до момента исполнения государственного контракта, то есть, пока заказчик убедится в соответствии поставленных товаров всем требованиям, установленным законодательством и оговоренным в государственном контракте условиям. Именно в этом заключается цель внесения обеспечения.

При не исполнении поставщиком своих контрактных обязательств заказчик вправе оставить себе обеспечительную сумму в целях компенсации своих убытков, а также начисленных поставщику штрафов и пени.

То есть, в обоих случаях (обеспечение контракта и обеспечение заявки) обеспечительный платеж – это гарантия соблюдения государственных интересов при проведении закупок.

Гарантия банка

К банковским гарантиям имеется ряд требований. В них должны содержаться конкретные условия, которые предусмотрены законом и установлены заказчиком (к примеру, срок действия, который должен превышать срок контракта более чем на месяц).

Помимо этого, гарантии могут выдавать только банки, входящие в реестр кредитных организаций, уполномоченных Минфином РФ. Выдав гарантию, банк должен обеспечить размещение информации об этом в ЕИС не позднее одного рабочего дня.

Потом заказчику нужно убедиться в соответствии гарантии всем предъявляемым к ней требованиям.

Когда не требуется обеспечения контракта

Существуют ли закупки, при проведении которых не устанавливается обеспечение исполнения контракта? Да, существуют. Законодательство предусматривает виды поставок, позволяющие заказчику не оговаривать условие, касающееся обеспечения исполнения контрактных обязательств.

Это, прежде всего, относится к отдельным видам закупок у единственных поставщиков, если торговые процедуры не проводятся, а партнер для поставки выбирается заказчиком по причине его специфического положения. Наглядными примерами могут быть поставки в области энергетики и коммунальных услуг.

Однако при подаче участником заявки на участие в конкурсе, запросе котировок и электронном аукционе он должен уплатить обеспечение исполнения контракта при своей победе.

Размер обеспечения увеличивается в случае снижения цены

Антидемпинговые меры следует принимать во внимание отдельно. Их цель заключается в контроле чрезмерного снижения цены при проведении закупок. Если в процессе торгов участником снижается цена на 25% и более, то свои действия он должен подкрепить обеспечением, повышенным в 1,5 раза.

При начальной (максимальной) цене закупки в 15,0 млн. руб.

или менее, участник вместо повышенного обеспечения имеет право предоставить сведения о том, что в течение одного года до той даты, когда была подана заявка, он без нарушений выполнил не меньше трех контрактов (или не меньше четырех контрактов в течение двух лет).

Отметим, что не меньше 75% таких контрактов должны исполняться без применения неустоек.

Кроме того, может быть предоставлена информация о том, что на протяжении трех лет до той даты, когда была подана заявка, поставщиком успешно исполнено три или более контрактов, и каждый из них исполнялся без уплаты неустоек. В подобных случаях цена одного уже исполненного участником контракта должна быть не меньше 20% от цены государственного контракта, для заключения которого этот участник подает заявку.

Информация о торгах: как искать?

Многие опытные поставщики используют для поиска, а также структурирования информации специальный веб-сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти нужные закупки.

Сервис имеет «умный» поиск, позволяющий искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику или цене, а также может исправлять опечатки, не придавая значения окончаниям слов.

Веб-сервис на основании информации о предыдущих государственных закупках способен проводить анализ требований заказчика, а также делать прогноз стратегии поведения конкурентов. Однако главное в сервисе «Контур.

Закупки» – это возможность поставщика настраивать шаблоны запросов о торговых процедурах по «своим» товарам и получать на email уведомления о появлении в системе интересующих его торгов, конкурсов либо аукционов.

Теги: закупки в электронной форме, 44-ФЗ, обеспечение заявок, обеспечение контракта, банковские гарантии,

Количество просмотров: 7446

:

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

Когда не требуется обеспечение заявки

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.

12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу).

В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени,  хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде.

Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении  банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис».

Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет  без посещения офиса банка.

Стоит отметить,  что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись.

Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.

0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Когда не требуется обеспечение заявки

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб.

Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит.

И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2021 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2021 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2021 года Федеральным законом от 27.12.2021 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать

Когда не требуется обеспечение заявки

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ
  • Почему необходимо обеспечение заявки по 44-ФЗ
  • В каких случаях возвращается обеспечение заявки по 44-фз
  • В какие сроки должны вернуть средства
  • Когда обеспечение заявки по 44-ФЗ не возвращается, и что в этом случае делать

Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ? Вообще, благодаря подобной практике заказчик получает гарантию того, что участнику торгов можно доверять, он не пришел «со стороны», не является организатором той или иной мошеннической схемы и не станет отказываться от подписания контракта в случае своей победы.

С другой стороны, каждый участник аукциона или конкурса должен быть уверен в том, что его не обманут и средства окажутся вложенными не напрасно. В каких ситуациях и как именно происходит возвращение обеспечения заявки – читайте в нашей статье.

Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ

При поиске исполнителей государственных заказов покупатели проводят конкурсные процедуры, обязательным условием которых является перечисление участниками некоторой суммы в виде обеспечения заявки. Эти средства гарантируют серьезность намерений потенциальных исполнителей, их платежеспособность, а также являются страховкой от убытков заказчика.

44-ФЗ в рамках государственных заказов предусматривает два вида обеспечения – заявки и контракта. Первое является обязательным, данное требование включается в конкурсную документацию. Что касается обеспечения контракта, то этот вопрос остается на усмотрение заказчика.

Потенциальный исполнитель допускается к участию в торгах только в том случае, если он внес обеспечение заявки. В законе предусмотрено два вида обеспечения:

  1. Денежная сумма на счет заказчика.
  2. Банковская гарантия.

Участник тендера может получить банковскую гарантию только в том кредитном учреждении, которое имеет аккредитацию Минфина РФ – это требование 44-ФЗ.

Банк самостоятельно разрабатывает регламент, в соответствии с которым выдаются гарантии. При этом деятельность клиента подвергается тщательной проверке.

В соответствии с гарантией при невыполнении подрядчиком своих обязанностей убытки заказчика покрываются банком.

Обеспечение заявки считается внесенным только в том случае, когда деньги фактически поступают на счет заказчика или оператора электронной площадки. Если участник перечислил требуемую сумму и предоставил подтверждающие документы, но средства по какой-то причине не дошли до банка заказчика, заявка является необеспеченной.

Если процедура проводится в виде открытого конкурса или закрытого аукциона по 44-ФЗ, то обеспечение заявки участник может вносить на свое усмотрение любым из двух предусмотренных законом способом – деньгами или банковской гарантией (ч. 2 ст. 44 ФЗ-44). В этом случае деньги перечисляются также на специальный счет, а банковская гарантия передается непосредственно заказчику.

Смысл обеспечения заявки и контракта, требования по которым предъявляются на основании 44-ФЗ, состоит в том, что заказчик получает дополнительные гарантии покрытия убытков как при проведении процедуры выбора поставщика, так и при последующем исполнении работ по договору.

Закон 44-ФЗ, требуя обеспечить заявки, добивается следующего:

  • Компании, претендующие на участие в государственных закупках, демонстрируют определенный уровень платежеспособности.
  • Количество поданных на каждую из процедур заявок сокращается.
  • Снижается вероятность уклонения победителя от подписания контракта.

Таким образом, обеспечение заявки повышает ответственность участников конкурсных процедур.

Поскольку за счет такой страховки субъект, выигравший тендер, не может без последствий и веских причин взять и передумать, то из числа участников на самом начальном этапе исключаются экономические агенты без достаточной финансовой базы.

В противном случае любое только что зарегистрированное ООО или ИП, не имея фактических ресурсов для исполнения договора, могло бы подать демпинговую заявку, выиграть тендер, а потом отказаться подписывать контракт.

Итогом такого сценария стал бы срыв государственной закупки, то есть под угрозой оказалась бы работа учреждений любого уровня – школ, больниц, государственных органов.

Эти организации не имеют права использовать иную процедуру покупки всего необходимого для своей деятельности (лекарств, продуктов питания, топлива и т. д.) за счет бюджетных средств.

Следовательно, их социальные функции оказались бы парализованы.

В каких случаях возвращается обеспечение заявки по 44-фз

Любого экономического агента при перечислении залоговой суммы за возможность участия в тендере волнует вопрос, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ.В случае проведения закрытого аукциона или открытого конкурса деньги вернутся участнику на этапах, описанных ниже:

  1. Субъектам, принимавшим участие в электронном аукционе или закрытом аукционе, не выигравшим конкурс, обеспечение возвращается после того, как будет подписан итоговый протокол. Победителю торгов или единственному участнику, с которым заключается контракт, залог перечисляется только после размещения в ЕИС итогового протокола. Если процедура была закрытой, то информация по ее итогам направляется всем участникам, после чего возвращается обеспечение.
  2. Победитель торгов или единственный их участник получает назад залоговую сумму при подписании контракта. В этом случае как раз и достигается одна из задач обеспечения – предотвратить уклонение победителя от оформления договора.
  3. У заказчика есть право отменить конкурсную процедуру. В какой ситуации залоговая сумма возвращается всем участникам. Необходимо иметь в виду, что заказчик, принявший решение не проводить открытый конкурс, обязан опубликовать эту информацию в ЕИС в тот же день. Все участники, направившие заявки, тотчас же оповещаются об отмене тендера. Момент отмены торгов совпадает с публикацией извещения об этом в ЕИС10. При проведении закрытой процедуры ее участники уведомляются персонально.
  4. Если заявка участника не проходит отбор, то ему индивидуально возвращается обеспечение. Если заказчик принимает решение не допускать заявку к участию в открытом конкурсе, то по этому факту составляется протокол, впоследствии публикуемый в ЕИС. Для закрытой процедуры действует порядок персонального уведомления. Также индивидуально информируются о решении участники, которые в заявке исказили информацию, указали неверные данные. Заказчик отстраняет их от дальнейшего участия в конкурсе. Такое решение может быть принято и в случае определения победителя, когда в его заявке обнаруживаются недостоверные сведения. Заказчик отказывается заключать с ним контракт и направляет соответствующее извещение. В законе 44-ФЗ предусматриваются и такие условия, когда обеспечение не возвращается участнику, заявка которого отклонена (об этом несколько ниже).
  5. У участника конкурсной процедуры также есть право отозвать заявку до того, как закончится их прием. В этом случае субъект должен уведомить заказчика или оператора электронной площадки о своем решении. Как только такое уведомление будет получено адресатом, заявка считается отозванной. В текст уведомления надо включить фразу о необходимости возврата обеспечения – хоть это и необязательно, но лишним не будет. Следует иметь в виду, что такая процедура установлена только до того момента, как закончится срок подачи заявок. Если же участник решил отказаться от конкурса, когда заявки уже не принимают, то уведомление признается недействительным и возвращать обеспечение ему будут по другой, более длительной, схеме. 
  6. Если заявка поступает заказчику после окончания срока приема, то процедура возврата обеспечения осложняется. Экономическому агенту, желающему участвовать в торгах, лучше документально зафиксировать момент подачи заявки, чтобы иметь доказательство своевременности этого действия в дальнейшем, если она с опозданием попадет к заказчику.

Следует иметь в виду, что в тот период, пока суммы обеспечения блокируются на банковских счетах оператора электронной площадки, на них начисляются проценты. Этот доход банк выплачивает за использование средств, и данные суммы также должны быть возвращены участникам вместе с обеспечением.

Надо признать, что этот вид дохода будет начислен только в том случае, если оператор электронной площадки открыл соответствующий депозитный счет, на которой и поступают залоговые суммы.

Но на практике мало кто из операторов заинтересован в этом, так как проценты всё равно будут переданы участникам.

Поэтому чаще всего открывается простой счет, который не предусматривает дополнительных доходов.

Поскольку все-таки у участника закупки есть шанс получить проценты от перечисленного обеспечения, следует поинтересоваться, какой тип счета открыт оператором площадки для зачисления залоговых средств.

Если выяснится, что это именно депозитный счет, то проценты должны быть обязательно перечислены при возвращении обеспечения заявки по 44-ФЗ. Если же этого не произошло, то надо обратиться к оператору с требованием выплатить положенную сумму.

При отсутствии реакции участник имеет право обращаться в суд.

Но надо учитывать, что не все электронные площадки обязаны перечислять участникам доход от размещения обеспечения заявки в банках. Этот момент регламентируется законом о контрактной системе, поэтому каждый случай нужно сверять с его положениями.

В какие сроки должны вернуть средства

Чтобы выяснить, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ, необходимо учитывать в первую очередь, в каком виде проводится процедура – в электронном или бумажном. Второй вариант до 01.01.2021 был предусмотрен для конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых тендеров.

Возврат денег в этом случае осуществлялся на протяжении 5 рабочих дней. Но с указанной даты в 44-ФЗ были введены ограничения на проведение офлайн-торгов. Теперь в такой форме могут быть организованы закрытые конкурсы, запросы котировок для гуманитарной помощи и другие (ч. 44 ст. 112 № 44-ФЗ).

При проведении электронных процедур оператор электронной площадки обязан в течение одного рабочего дня снять блокировку со специального счета и затем не позже чем через час уведомить об этом банк.

Несмотря на то что в законе четко прописаны условия, как и когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ, участнику электронной закупки следует дополнительно направить заказчику письмо с напоминанием о необходимости разблокировки залоговой суммы, как только возникают соответствующие обстоятельства.

Когда обеспечение заявки по 44-ФЗ не возвращается, и что в этом случае делать

Законом также предусмотрены случаи, когда не возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ. В первую очередь не может претендовать на получение назад своих денег победитель, уклонившийся от подписания контракта. Также лишается права на возвращение залоговой суммы по заявке поставщик, не предоставивший обеспечение исполнения контракта или допустивший ошибку в этой процедуре.

Если в качестве обеспечения предоставляется банковская гарантия, то участник не может претендовать на возврат каких-либо денежных сумм.

Еще один случай, когда участнику не возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ, это неоднократное нарушение им условий конкурса. К примеру, оператор конкретной электронной площадки в течение квартала три раза возвращал заявку, так как вторая ее часть не соответствовала требованиям тендера.

Но такое решение устроителя торгов может быть обжаловано в судебном порядке на протяжении 30 дней.

Если участник не воспользовался своим правом и не обратился в суд в указанный срок, информация от ЭТП передается в банк, который перечисляет в бюджет сумму обеспечения заявки, размещенную на специальном счете.

Во всех прочих случаях, когда участник не нарушает процедуру, обеспечение заявки ему должны вернуть. Ответственность за это лежит одновременно на операторе электронной площадки и на банке. Субъект, не получивший вовремя свои деньги, вправе обращаться в суд.

Кроме того, если возвращение обеспечения заявки по 44-ФЗ произошло с нарушением сроков, то участник или победитель тендера может претендовать на выплату пени.

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: