Гуманистический принцип в чем заключается

Принцип гуманизма – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Гуманистический принцип в чем заключается
Энциклопедия МИП » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Принцип гуманизма – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Принцип гуманизма – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Правоохранительная функция уголовного закона означает охрану свободы и прав людей, собственности, порядка и общей безопасности, также окружающей среды, всего конституционного строя страны, обеспечение мира и, соответственно, предупреждение совершения преступлений.

Все задачи, которые ставятся перед уголовным кодексом, решаются на основе сформированных принципов. Во второй части УК РФ выделены принципы уголовного законодательства РФ. Одним из принципов в статье 7 УК РФ выделяется гуманистический.

Главный принцип гуманизма подразумевает, что даже наказание совершившего преступление не должно причинять физическую боль и страдания или унижать достоинство гражданина. Заключается данный принцип и в том, что, наказывая за правовое нарушение, УК РФ не предусматривает возмездия.

Каждое привлечение к ответственности имеет, прежде всего, цель исправительного характера. Даже в тех случаях, когда за тяжкие преступления в качестве наказания применяется лишение свободы, унижение достоинства и причинение физических страданий недопустимо – в этом прослеживается принцип гуманизма.

Таким образом, содержание принципа гуманизма исключает возможность трактовать применение его как предоставление каких – то льгот или послаблений для преступников, нарушивших закон.

Признанные эксперты в области уголовного права РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Аспекты гуманизма

Прежде всего, нужно понимать, что само слово аспект подразумевает, с какой стороны рассматривается тот или иной объект.

Аспекты гуманизма подразделяют:

  • теоретический;
  • практический.

Теоретический аспект гуманизма основывается на философских идеях разных эпох и народов.

В теоретических размышлениях человек представлен как объединяющий в единое целое материальное и духовное начало. Цель гуманистов, к которой они стремятся – прекрасное тело соединить с божественной чистой душой. Таким образом, они пытались создать идеальных людей, с душевной человечностью.

Рассмотрим практическую сторону гуманизма.

Выделяется три основных направления в практической стороне гуманизма, то есть применения на практике. К ним можно отнести:

  • воспитание и образование в духе развития человечности;
  • деятельность государства;
  • влияние искусства и творчества на пробуждение человечности.

В уголовном праве именно гуманизм является критерием границ воздействия на субъекты определенными методами.

Основным положением уголовно – правового принципа гуманизма является закономерная потребность совокупности нравственных и этических требований общества, которые выражаются в законных формах, обеспечивающих права и свободы граждан при воплощении в жизнь уголовного законодательства.

Аспект принципа гуманизма характерен тем, что уголовно-правовая охрана свободы и прав людей ведется по международным стандартам, закрепленным именно в международной правовой документации и Конституции РФ.

Кроме того, восстановление нарушенных в результате преступных действий личных прав и свободы потерпевшего; поощрение граждан в стремление добровольно исполнять обязанности по правовой защите охраны общественного порядка – еще одни из сторон принципа гуманизма.

Также в уголовном праве аспект гуманизма предполагает, что любое наказание за совершенное правонарушение ограничивается минимумом, которого достаточно для исправления и предотвращения совершения новых преступлений.

Принцип гуманизма реализован в правотворчестве и применении права.

Суть принципа гуманизма

Основываясь на принципе гуманизма, законодательно определены для каждого права и свобода, их охрана, дана формулировка действий, которые подлежат наказанию при выявленном посягательстве на свободу и права человека.

Смысл гуманизма заключается в том, что каждый человек признается как отдельная личность и индивидуум. Также признаются права каждого гражданина развиваться, создавать, пользоваться всевозможными благами.

Нравственная позиция общества, которое признает ценность каждого человека как личности, относится к гуманизму этого общества.

Принцип гуманизма определен в Конституции РФ основополагающим в признании приоритета личности человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его свободы и прав – возложены на государство.

В содержание УК РФ отражен перечень всех прав и свобод российских граждан, определенных основными и обеспечиваемыми охраной со стороны государства с учетом гуманных принципов.

Сфера гуманных принципов, определенных УК РФ, не ограничена только по отношению к лицам, которые уже совершили преступление. Основополагающее гуманное отношение к гражданам, не совершавшим правонарушения, в обязанности которых входит воздержание от посягательств, находится под охраной.

Принципы гуманизма при определении меры наказания означает то, что они применяются лишь в случаях, когда действительно необходимы для воспитания преступника, нарушившего нормы закона, но при этом не может применяться жестокость или лишнее ограничение в правах лица, признанного виновным.

На принципах гуманизма строится защита не только каждого индивидуума, но и общества в целом.

Гуманизм, прослеживается в нормах закона и в том, что:

  • закон не имеет обратной силы, которая может усилить ответственность;
  • в сочетании убеждения и принудительных мер;
  • воспитании человека как неотъемлемого члена общества;
  • невозможность нанесения физического воздействия и унижение достоинства как личности;
  • охраны материальных и нематериальных благ граждан;
  • гарантированной защитой свободы и всех прав человека.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Принцип гуманизма и наказание

Ответственность за преступления в Российской Федерации устанавливается на принципах гуманизма. Статьей 7 УК определено понятие, когда действия против здоровья и жизни человека, ущемление его прав, свобод, чести и достоинства, посягательства на собственность и спокойствие общества признаны преступными.

Яркое проявление гуманизма выражено в целях, ради которых устанавливаются ответственность и наказание. Статьей 43 УК предусмотрено применение наказания для того, чтобы была восстановлена социальная справедливость, осужденный исправился, изменил свое мировоззрение и поведение, были предупреждены совершения новых преступлений.

Не что иное, как гуманизм прослеживается при назначении условного осуждения или отсрочки исполнения наказаний, предусмотренная для беременных и матерей, на содержании которых находятся малолетние дети.

Возможность условно-досрочного освобождения, если отбывающий наказание зарекомендовал себя с положительной стороны, встав на путь исправления; замена части присужденного наказания более мягким методом (статья 80), чем предусмотрено УК за конкретное преступление – принципы гуманизма российского законодательства.

На гуманных принципах основано привлечение к ответственности несовершеннолетних граждан (статья 87- 96), преступивших черту закона.

В УК РФ закреплено недопустимое применение пожизненного заключения и смертной казни для несовершеннолетних детей, женщин, мужчин, достигших шестидесяти пятилетнего возраста и старше (статья 57, 59).

Принцип гуманизма не означает гуманное отношение только к правонарушителям, он также предполагает защиту законопослушных членов общества и борьбу с преступниками.

Записаться на консультацию

Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

Гуманистический принцип в чем заключается

Гуманизм – это значит человечность, любовь к людям. Гуманизм провозглашает высшими ценностями человеческую жизнь, свободу, достоинство и самовыражение. Главные принципы гуманизма – забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

Гуманист в широком смысле – это тот, кто признает высшими ценностями жизнь, свободу и счастье человека. Для гуманистов благо человека – главный критерий оценки любых действий. Все, что несет людям благо – это добро, а все, что вредит человеку – зло. Частичный синоним слова «гуманист» – филантроп.

Слово гуманизм происходит от латинского homo – человек. Ударение ставится на последний слог: гумани́зм. Термин введен в научный оборот немецким философом Фридрихом Нитхаммером в 1808 году.

Классический гуманизм или ренессансный гуманизм – это направление в философии и искусстве в эпоху Возрождения, провозгласившее человека мерой всех вещей. В отличие от схоластов, рассуждавших о божественном, гуманисты обратились к изучению человека во всех его проявлениях – внутренних и внешних.

Давид, скульптура работы Микеланджело Буонарроти. 1501-1504. Wikimedia / Jörg Bittner Unna

Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!» (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: «Яркий представитель гуманистической философии».

Гуманизм в эпоху Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения (XV-XVI века) возник в Италии, а затем проник в Германию, Голландию, Францию и Англию. Гуманизм как культ разума, науки, свободной личности сложился в противостоянии со средневековой религиозной философией – схоластикой. В поисках вдохновения гуманисты обращались к античной культуре: искусству и философии Древней Греции и Рима.

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

Гуманистами эпохи Ренессанса считаются Данте, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Роджер Бэкон, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор. Выдающиеся деятели культуры эпохи классического гуманизма – Микеланджело, Рафаэль, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес и многие другие. Всем им так или иначе свойственен антропоцентризм – представление, что человек является центром мироздания.

Афинская школа. Фреска работы Рафаэля Санти. 1511

Некоторые гуманисты стояли на позициях утопического социализма – выступали за ликвидацию частной собственности и всеобщее равенство. Например, автор «Утопии» Томас Мор и создатель «Города Солнца» Томмазо Кампанелла.

«Экзистенциализм – это гуманизм». Развитие идей гуманизма

В XVIII веке гуманизм получил развитие в идеологии Просвещения – у Вольтера, Жан-Жака Руссо, других мыслителей.

В XIX веке значительный вклад в гуманистическое направление внесли немецкие романтики – философы Фридрих Шеллинг и Фридрих Шлейермахер, литераторы Фридрих Шиллер, Генрих Гейне, Иоганн Гете.

Иммануил Кант утверждал, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством.

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Так, Жан-Поль Сартр отстаивал идею «обреченности человека на свободу». Действия и решения человека определяют его судьбу, писал Сартр. «Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать», – объяснял философ в работе «Экзистенциализм – это гуманизм». Ответственность – это страшно, но такой подход дает повод для оптимизма, делает человека хозяином своей жизни.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

Жан-Поль Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм»

Жан-Поль Сартр. Getty Images

Что такое светский гуманизм

Светский гуманизм он же секулярный гуманизм – это одно из направлений гуманистической философии, которое не признает существования высших сил, бога. В отличие от религиозных гуманистов, светские гуманисты считают человека обязанным соблюдать законы морали и стремиться к общему благу независимо от веры в бога.

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

  1. Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

  2. Отделение церкви от государства. Свобода совести

  3. Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

  4. Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

  5. Моральное образование. Нравственное воспитание детей

  6. Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

  7. Разум. Рациональные методы исследования, логика

  8. Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

  9. Эволюция. Невозможность отрицать теорию эволюции, отказ от креационизма – идеи божественного творения

  10. Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Гуманизм в философии: основные идеи

Гуманистический принцип в чем заключается

Гуманизм в философии поддерживает концепцию человекоцентризма, свободы, самостоятельности и независимости от догматов церкви. Главным инструментом гуманистов является человеческий разум, который служит науке. Вера в его безграничность — мотивация к действию и попыткам достичь небывалых высот в научных достижениях.

Если до средневековой эпохи опыт человека исчислялся его взаимодействием с церковью и Богом, то с появления гуманистической философии к вопросам опыта подошли по-другому. Гуманисты считали, что она призывает к действиям и обучению наукам, которые дадут человеку необходимый опыт и знания.

Что такое гуманизм

Гуманизм — направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления — теоцентризму и его основным направлениям — патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя.

Самые чуткие умы реагируют на дисбаланс в обществе и его потребности в саморазвитии, творчестве, реализации своего потенциала, поэтому постепенно начинают появляться произведения и рассуждения, которые превозносят человека и его роль в социуме, а также указывают на необходимость перемен в мышлении и действиях.

Эпоха гуманизма занимает в истории период, который продлился приблизительно сто лет: с середины 14 до середины 15 века. Но это было время, которое являлось пиком развития гуманистических настроений в обществе. На самом деле, первые предпосылки появились еще в середине 13 века, когда были заложены новые модели человеческого мышления, личности и свободы.

Происхождение термина

В переводе с латинского термин «гуманизм» происходит от слова homo — человек, индивид. Humanus — человечный. Это не было направлением философии, а только точкой зрения, жизненной позицией.

Кто такие гуманисты

Гуманисты — это ограниченный круг высокообразованных людей, которые при помощи философии, литературы, поэзии и истории пытались бороться со средневековыми пережитками — властью феодалов и ограничением простых людей в развитии.

В эпоху феодализма, было выгодно держать людей в неведении и прививать им различные страхи, чтобы избежать массовых протестов и восстаний. Работа и послушание — единственное, что устраивало помещиков.

В среде народных масс, гуманизм не мог возникнуть, так как люди не владели грамотой и не читали античной литературы, тем более, не изучали ее углубленно.

Поэтому направление гуманизма с его идеей продвижения человека, как личности, появилась в среде свободно мыслящих грамотных и творческих людей того времени — литераторов, поэтов и философов, опирающихся на каноны античной философии, но трактующих понятия по-новому.

Гуманисты не старались привить людям отвращение к религии или церкви, но отводили им свое место. Сделать это в темных народных массах было сложно. Привыкший к многовековому засилью религии, народ не был способен быстро переключиться на новый вид мышления и открывшиеся возможности.

В гуманизме представители по-разному пытались протестовать против феодалов и навязанной точки зрения, а вместе с ней и поведения:

  1. Эразм Роттердамский, по прозвищу «князь гуманистов», из Нидерландов высмеивал в своих произведениях монахов и духовенство, обличая их ограниченность и тунеядство. При этом он не возвышал народ, считая их серой массой, которую невозможно научить мыслить глубоко и творчески. Политические вопросы философ обходил стороной. Начав учебу в церковной школе при монастыре, не выдержал манер и образа жизни монахов. Переехал в Париж, где пытался изучать богословие, но стиль преподавания ему пришелся не по вкусу. Лишь в Англии он обрел поддержку и соответствие своим взглядам у философа Томаса Мора. Умер Эразм Роттердамский в Швейцарии. Его учение считают скорее философско-языческим, чем религиозно-христианским, так как ученый совсем не считался с религией и не поддерживал набожность.
  2. Томас Мор предлагал идеи равноправного труда в обществе и считал нормой, что товары общественного потребления будут распределены в равных частях для всех. Это была своеобразная утопическая теория, так как разным людям для счастья нужно разное количество материальных ценностей. До конца был верен католической церкви. После казни за измену был причислен к лику святых отцов католиков.
  3. Третья точка зрения подразумевала реформы на уровне империи. Движущей силой должны были выступать дворяне. Проблема состояла в том, что дворянскому сословию были чужды перемены, так как они лишились бы источников дохода.

Основоположником гуманистического философствования по праву считается итальянский ученый, философ и богослов Данте Алигьери. В 13 веке неизвестно, каким образом к нему в руки попали труды еретиков, но он изучил их основные понятия и принцип мышления.

Мужчина сделал вывод, что такая теория достойна применяться в обществе и выполнять свои функции на благо людям.

Все свои гениальные произведения он написал в изгнании, так как на родине во Флоренции его было приказано казнить. Его литературные и поэтические шедевры имеют ценность, исходя из времени, в которое они были написаны.

До Данте Алигьери редко кто осмеливался открыто выступать против существующего режима и высказывать мысли вслух.

Основные понятия и направление мысли

В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:

  1. Античный или древний гуманизм. Его представители — Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
  2. Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
  3. Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
  4. Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
  5. Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
  6. Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
  7. Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.

Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.

Идеи позднего гуманизма

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи.

Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия.

Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое.

В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине.

Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.

Гуманизм в наши дни

В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Большое влияние на развитие гуманистических тенденций оказали философы США, Британии, Шотландии, Индии, Германии.

Одна из проблем современной гуманистической философии — ограничение личной свободы граждан.

Известно, что американский философ Корлисс Ламонт выиграл несколько судебных исков против ЦРУ, Госдепартамента, потому что они незаконно вскрывали его личную переписку с друзьями и женой, а также отказались оформить документ для выезда за границу, объясняя, что данное действие может иметь негативное последствие для государства.

1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования

Гуманистический принцип в чем заключается

1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что образование и воспитание не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных ситуаций и взглядов. Воспитание молодого поколения – исключительно серьезное дело.

Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях.

Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности.

Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие гуманность, в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

На современном этапе развития общества он приобретает значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.

Мера гуманизации воспитания определяется тем, насколько оно создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.

Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:

увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);

улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).

Одна из задач при этом – гуманизация преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них одних и тех же частей общечеловеческой культуры, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества.

При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и социально не локализуемое.

Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

В то же время следует учитывать, что при определении целей воспитания каждое общество в большей или меньшей степени ориентируется на свои традиционные ценности, и в этом заключается важное средство сохранения культурного и национального своеобразия, самоидентификации нации.

Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма.

Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма.

В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

Реализация принципов гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как личность в полной мере.

Гуманистическая ориентация означает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера какой-либо структуры в сфере производства товаров и услуг, от узкоспециализированной подготовки.

Это связано с тем, что современная рыночная экономика может поставить молодое поколение в такие условия, что узкоспециализированные знания не позволят проявить себя и даже заработать на жизнь. В настоящее время необходима такая система профессионального образования, которая бы обеспечивала возможность самореализации за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений педагогов и учащихся на основе принципов сотрудничества.

27 ноября 2005 г. исполнилось 300 лет морской пехоте России. Этот род войск, основанный Петром Великим, за три века участвовал во всех войнах, которые вела Российская империя и СССР.

На абордажах, десантах и полях сражений морские пехотинцы сталкивались с турками и шведами, французами и поляками, англичанами и немцами, китайцами и японцами.

Они поднимали свои флаги и знамена над Берлином и Веной, над Парижем и Римом, над Будапештом и Варшавой, над Пекином и Бейрутом. Боевая карта морской пехоты простирается от фьордов Норвегии до африканских джунглей.

В соответствии с Планом основных мероприятий подготовки и проведения трехсотлетия морской пехоты, утвержденным Главнокомандующим ВМФ, на основе архивных документов и редких печатных источников коллектив авторов составил историческое описание развития и боевой службы морской пехоты.

В первом томе юбилейного издания хронологически прослеживаются события от зарождения морской пехоты при Петре I и Азовского похода до эпохи Николая I и героической обороны Севастополя включительно.

Отдельная глава посвящена частям-преемникам морских полков, история которых доведена до I мировой и Гражданской войн.

Большинство опубликованных в книге данных вводится в научный оборот впервые.

Книга содержит более 400 иллюстраций — картины и рисунки лучших художников-баталистов, цветные репродукции, выполненные методом компьютерной графики, старинные фотографии, изображения предметов из музейных и частных коллекций, многие из которых также публикуются впервые. Книга снабжена научно-справочным аппаратом, в том числе именным указателем более чем на 1500 фамилий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся военной историей, боевыми традициями русской армии и флота, а также всем, кто неравнодушен к ратному прошлому Отечества.

Page 3

Арсенал-Инфо.рф

Рекомендуемая литература

Бардовская Н. В., Рван А. А. Педагогика. СПб., 2001.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Краевский В. В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2000.

Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.

Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000.

НОВАЯ книга от автора бестселлера «Линия Сталина» в бою». Подлинная история всех укрепрайонов и оборонительных полос Второй Мировой войны и боевых действий при их прорыве.

Линия Маннергейма и линия Мажино, линия Молотова и Восточный вал, линия Сталина и линия Зигфрида, советские и японские укрепрайоны на Дальнем Востоке и т. д. и т. п. — в этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех «китайских стенах XX века» и профессиональный анализ их эффективности.

Почему в 1939–1945 гг. не повторился «позиционный тупик» Первой Мировой? Возможно ли в принципе создать «непреодолимую» линию обороны? Оправданны ли колоссальные затраты на строительство укрепрайонов? И как именно штурмовым группам удавалось прорывать мощнейшие оборонительные системы?

История стрелкового оружия, в данном случае пистолетов и револьверов, разительно отличается от развития других отраслей военного дела, да и вообще науки и техники.

Принято считать, что прогрессу непременно сопутствуют крупные открытия, изобретения, разработки принципиально новых конструкций, которые и являются его олицетворением.

В интересующей же нас разновидности оружия все нередко бывает как раз наоборот, и многие образцы, появившиеся в последнее время, представляют собой всего лишь повторение пройденного, естественно, на более высоком техническом уровне.

ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВАЯ КНИГА ведущего историка бронетехники! Свежий взгляд на главный танк XX века, ставший символом Великой Победы!

Мы помним легендарный Т-34 в основном по черно-белой хронике и выцветшим фотографиям. В этой книге прославленная «тридцатьчетверка» впервые предстает не только в цвете, но и в 3D!

Эксклюзивные архивные материалы и новейшие компьютерные модели, позволяющие рассмотреть танк во всех проекциях и мельчайших деталях. Исчерпывающе полная информация об особенностях, устройстве и боевом применении Т-34. Профессионально точная, по-армейски краткая, самая авторитетная энциклопедия, фактически закрывающая тему. О знаменитом танке написано много книг — но такой еще не было!

27 ноября 2005 г. исполнилось 300 лет морской пехоте России. Этот род войск, основанный Петром Великим, за три века участвовал во всех войнах, которые вела Российская империя и СССР.

На абордажах, десантах и полях сражений морские пехотинцы сталкивались с турками и шведами, французами и поляками, англичанами и немцами, китайцами и японцами.

Они поднимали свои флаги и знамена над Берлином и Веной, над Парижем и Римом, над Будапештом и Варшавой, над Пекином и Бейрутом. Боевая карта морской пехоты простирается от фьордов Норвегии до африканских джунглей.

В соответствии с Планом основных мероприятий подготовки и проведения трехсотлетия морской пехоты, утвержденным Главнокомандующим ВМФ, на основе архивных документов и редких печатных источников коллектив авторов составил историческое описание развития и боевой службы морской пехоты.

В первом томе юбилейного издания хронологически прослеживаются события от зарождения морской пехоты при Петре I и Азовского похода до эпохи Николая I и героической обороны Севастополя включительно.

Отдельная глава посвящена частям-преемникам морских полков, история которых доведена до I мировой и Гражданской войн.

Большинство опубликованных в книге данных вводится в научный оборот впервые.

Книга содержит более 400 иллюстраций — картины и рисунки лучших художников-баталистов, цветные репродукции, выполненные методом компьютерной графики, старинные фотографии, изображения предметов из музейных и частных коллекций, многие из которых также публикуются впервые. Книга снабжена научно-справочным аппаратом, в том числе именным указателем более чем на 1500 фамилий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся военной историей, боевыми традициями русской армии и флота, а также всем, кто неравнодушен к ратному прошлому Отечества.

Гуманизм

Гуманистический принцип в чем заключается

См. раздел СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ

Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о благе человека, заботе о его правах на счастье, свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.

); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.

Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям». Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.

Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см.

об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане.

И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого Бога сочетается с отсутствием гуманизма.

Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему»[1], так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему»[2], поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др.[3] Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия. Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.

В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.

***

Примечания:

1. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. С. 60.

2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. С. 58.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Academia, 2003. C. 30-33.

***

Литература

1. Георгий, архимандрит, игумен монастыря преподобного Григория на Святой Горе Афон. Православие и гуманизм. Православие и папизм. – Пермь: Православное общество «Панагия», 2005. – 88 с. 2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. ? 384 с.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов [и др.]; [под ред. С.А. Смирнова]. – 4-е изд., испр. – М.: Academia, 2003. – 508 с.

4. Протоиерей Александр Добросельский. «Педагогическое доказательство» бытия Божия как преодоление гуманистического кризиса в педагогике / Рязанский богословский вестник № 1(4) 2011 г. С. 40-55

5. Платон (Игумнов), архим. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. – 240 с.

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: