Государственное управление строительным комплексом

Государственное строительное управление

Государственное управление строительным комплексом

Определение 1

Строительство – это процесс создания, а также реконструкции различных зданий, строений, сооружений.

Результатом строительной деятельности является создание таких объектов как здания жилого и нежилого назначения, передаточные устройства (к примеру, линии электропередач), сооружения, дороги, каналы, электростанции и прочее. Кроме того, строительная деятельность направлена на модернизацию, реконструкцию и расширение уже действующих объектов строительства.

Со строительной сферой связано значительное количество смежных видов деятельности, таких как проектно-изыскательская, научно-исследовательская, опытно-конструкторская, ремонтная, а также деятельность по сносу или разбору существующих объектов.

Определение 2

Продукция строительства – это результат выполненных работ по освоению капитальных вложений, выражающийся в разнообразных объектах строительства.

Субъектами строительной деятельности являются:

  • заказчики – те лица, которые являются будущими собственниками строительных объектов и определяют их назначение и структуру, а также оплачивают строительные работы;
  • подрядчики – строительные организации, которые за определенную плату осуществляют производство строительных работ;
  • субподрядчики – организации, привлекаемые для выполнения определенных строительных работ генеральным подрядчиком, ответственным за весь процесс строительства.
  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Основу стремительного развития строительной отрасли составляет высокий уровень индустриализации и урбанизации, выражающийся в развитии промышленных производств и стремлении населения из сельской местности в города.

Строительная деятельность характеризуется определенными особенностями, к числу которых относятся:

  • во-первых, неподвижность строительной продукции, требующая высокой степени перемещаемости ресурсов, привлекаемых для осуществления строительных работ вокруг объекта строительства;
  • во-вторых, высокая продолжительность производственного цикла;
  • в-третьих, высокий уровень материалоемкости производства, требующий существенных расходов на осуществление деятельности и постоянного развития материальной базы;
  • в-четвертых, высокая зависимость строительной деятельности от внешних факторов, имеющих вероятностное значение (погодные условия, изменение требований к строительным работам, материальное снабжение и прочее);
  • в-пятых, сложность и многообразность системы кооперирования внутри строительной отрасли и со смежными отраслями.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России как субъект государственного управления строительством

В силу высокой социальной и иной значимости строительной деятельности, данный вид деятельности является одним из основных объектов государственного управления.

На государственной уровне управление строительством возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России (Минстрой России), которое включено в систему федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в пределах своей компетенции.

Функции Минстроя России в сфере государственного строительного управления сводятся к следующему:

  • во-первых, выработка и реализация государственной политики в сфере строительства;
  • во-вторых, нормативно-правовое регулирование строительной сферы, архитектурной деятельности, градостроительства, управления жилищно-коммунальной сферой;
  • в-третьих, обеспечение эффективности продуктов строительства с точки зрения их энергоснабжения;
  • в-четвертых, субсидирование региональных бюджетов с целью осуществления программ в сфере строительства;
  • в-пятых, разработка федеральных программ в сфере строительства.

Правовая база функционирования Минстроя России включает такие нормативные акты как Конституция государства, Федеральные конституционные и собственно федеральные законы, акты Президента и Правительства России, иные нормативные документы.

Деятельность Минстроя России осуществляется двум способами:

  • во-первых, непосредственно;
  • во-вторых, опосредованно, через систему подведомственных органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций.

Полномочия Минстроя России в государственном управлении строительством

Состав полномочий Минстроя России в сфере строительства включает:

  1. внесение проектов нормативных актов на рассмотрение соответствующих государственных должностных лиц или органов государственной власти;
  2. самостоятельное принятие нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, в пределах своей компетенции. Примерами таких нормативных актов являются формы градостроительных планов, разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и прочее;
  3. организация проверок достоверности сметной стоимости строительных объектов, формирования и ведения госфонда данных инженерных изысканий и материалов, методической работы в сфере планировки территорий, обучения сотрудников министерства;
  4. осуществление принятия решений относительно планировки территорий, выдачи разрешительной документации для осуществления строительной деятельности, выдачу документации на ввод в действие строительных объектов, подтверждения технической годности продукции строительства, ведения реестра сметных нормативов, аттестации экспертов в сфере строительства, разработки методов испытаний и правил, технических регламентов, согласования условий разработки документации технического характера, контрольной деятельности в строительной сфере;
  5. проведение государственной экспертизы документации проектного характера, инженерных изысканий;
  6. заключение договоров о создании земельного участка искусственного характера;
  7. организация мероприятий в строительной сфере (выставки, конкурсы, семинары, конференции и прочее);
  8. обобщение практики и результатов государственной политики в строительной сфере;
  9. разработка и реализация мер развития конкуренции в строительной отрасли и так далее.

Новая система управления строительством – Lement Pro

Государственное управление строительным комплексом

Как минимизировать ошибки проектирования, исключить простои и уменьшить затраты на строительство до 30%?

Строительная отрасль в России активно развивается. Вместе с ростом отрасли усиливается и конкуренция между ее игроками.

Чтобы удерживать и наращивать свои позиции, компаниям нужно совершенствовать бизнес-процессы и искать новые решения для повседневных задач. С вызовами высококонкурентного рынка справляются не все.

Так, по данным профильных аналитических агентств, в год в России банкротится до тысячи строительных компаний разного масштаба.

Причин у такой отрицательной тенденции достаточно. Отрасль довольно сложная — чтобы эффективно руководить строительством, важно СВЕСТИ К МИНИМУМУ стоимость проектов и сроки реализации, ошибки, простои, а также учесть массу других моментов.

Однако, как показывает практика, одним из решающих блок-факторов для успешной работы является низкий уровень автоматизации строительных компаний. Многие застройщики продолжают по старинке руководить процессами строительства буквально в ручном режиме.

Расчёты показывают: ручное управление проектно-строительным циклом приводит к финансовым потерям, которые составляют до 30 % от общей стоимости строительства.

Основные потери происходят по следующим причинам:

  • ошибки в проекте;
  • некачественная логистика;
  • несогласованность работы подрядных организаций и других участников процесса;
  • неточности в подсчетах физических объемов и оценке стоимости проекта;
  • отсутствие нужных данных или их неактуальность.

Кроме этого, трудности в управлении объектом обусловлены возрастающей сложностью конструкций и инженерных систем современных зданий. Объем информации для принятия эффективных управленческих решений существенно увеличивается.

Мы живем в XXI веке, и необходимость в переходе на цифровое управление строительством становится все более очевидной c каждым днем. Поэтому тот, кто сегодня не следует современным тенденциям и отказывается от новейших технологий, завтра не выдержит конкуренции и вынужден будет уйти с рынка.

BIM меняют технологии управления в строительстве

Сейчас в строительной отрасли ведется активное внедрение технологий информационного моделирования зданий (BIM-технологии), которые позволяют создавать компьютерный аналог будущего здания, а также структурировать информацию об объекте, его элементах и связывать их между собой в 2D-, 3D-, 4D-видах.

Сегодня для автоматизации рабочих процессов строительные компании используют корпоративные системы и их аналоги класса Project Management, Workflow Management, Document Management и другие.

Указанные программы, безусловно, помогают в решении некоторых задач по автоматизации, но все же имеют ряд существенных недостатков. Главный минус в том, что они не являются специализированными сервисами, поэтому не способны комплексно удовлетворить информационные и управленческие потребности пользователей.

Например, данные системы автоматизируют только типовые процессы и не учитывают наличие информационных моделей (конструкции, оборудование, материалы) объектов (BIM-моделей).

В результате отсутствует взаимосвязь элементов информационной модели с такими составляющими бизнес-процесса, как график работ, индивидуальные задачи, документы и др.

, и налаживать, и контролировать её приходится по-прежнему вручную.

Получается, что элементы информационной модели никак не связаны с графиком работ, индивидуальными задачами, документами и другими составляющими бизнес-процессов. В итоге данная связь по-прежнему устанавливается и контролируется в ручном режиме со всеми вытекающими последствиями.

Почему лучше с Lement Pro?

Чтобы эффективно управлять строительством и оптимизировать его стоимость, сроки реализации, а также исключить ошибки и простои, нужно, как минимум, автоматизировать:

  • учёт количества людей, материалов и оборудования, необходимых для решения текущих задач на объекте;
  • процесс информирования ответственного лица о ходе строительства: объёме, качестве и стоимости выполненных работ;
  • коммуникации между всеми участниками строительства;
  • документооборот с возможностью генерации и подписания в электронном виде технических, финансовых актов и другой документации.

С указанными функциями и другими важными задачами, которые стоят перед строительными организациями, отлично справляется линейка продуктов Lement Pro.

Cистема Lement Pro — это комплексный и эффективный инструмент управления строительства для компаний любого масштаба.

Возможности Lement Pro позволяют грамотно выстроить:

  • управление бизнес-процессами, проектами и поручениями;
  • сквозное управление информацией о ходе выполнения строительных работ с применением BIM-технологий;
  • технический и финансовый документооборот;
  • управление ресурсами и материалами;
  • управление закупками и тендерными процедурами;

Благодаря широкому перечню функций системы у застройщиков появляется возможность оптимизировать весь жизненный цикл строительства и существенно снизить затраты.

Для наглядности посмотрите расчёт экономии на коммуникационных издержках при использовании Lement Pro (рис. 1)

Рисунок 1

Быстрый и удобный доступ

Несмотря на широкие возможности и информационную наполненность, система Lement Pro очень проста в использовании.

Для начала работы нужен только логин и пароль для входа в систему с любого компьютера, мобильного устройства без специального ПО. Lement Pro может размещаться в облаке вендора или в частном облаке клиента. А интерфейс системы не сложнее интерфейса электронной почты, поэтому пользователь оперативно и без трудностей сориентируется и приступит к её полноценному использованию.

Специально для строительной отрасли

Lement Pro Building — специализированное решение для строительной отрасли в линейке продуктов Lement Pro.

Lement Pro Building обеспечивает сквозное управление информацией об объекте капитального строительства на всех стадиях жизненного цикла. Система даёт возможность управлять каждым элементом здания, который связан с процессами, задачами, документами, целями компании.

Как это выглядит?

Чтобы оценить преимущества и интерфейс системы, для наглядности разберём работу системы на одном из примеров.

Система сопровождает информационную модель объекта, связывая её элементы с детальным графиком работ, задачами и документами.

Например, на рисунке 2 показана модель объекта с раскраской конструкций в зависимости от этапа готовности:

  • серый цвет (натуральный) ― эта часть объекта построена и принята строительным контролем;
  • зелёный цвет ― часть выполнена подрядчиком и находится на проверке у строительного контроля;
  • красный цвет ― часть не выполнена в установленный срок.

Рисунок 2

В системе можно посмотреть местонахождение объекта на карте (рис. 3) и видео (рис. 4) с различных веб-камер, установленных на строительной площадке.

Рисунок 3

Рисунок 4

На диаграмме проекта (рис. 5) представлен график производства с необходимым уровнем детализации строительных работ. Каждый пункт графика – это электронная задача, в которой происходит планирование, обсуждение и фиксация выполненных действий.

Рисунок 5

Например, если выбрать просроченную задачу «Устройство плиты перекрытия 2 этажа АПЧ», то можно посмотреть связанные с ней строительные элементы, которые нужно построить (рис. 6 и 7).

Рисунок 6

Рисунок 7

По каждому элементу можно получить детальное описание, которое содержится в информационной модели объекта и посмотреть, где элемент находится на объекте (рис. 8 и 9).

Рисунок 8

Рисунок 9

Как видно, элемент раскрашен красным цветом по причине того, что связанная с ним задача по строительству просрочена.

Как только задача будет выполнена, элемент автоматически окрасится в зелёный. Также система автоматически создаст задачу по приёмке такого элемента лицу, ответственному за строительный контроль.

После приёмки конструктивный элемент будет окрашен в серый цвет.

Таким образом, пользователь может в любой момент обратиться к системе и просмотреть объём выполненных работ, их стоимость, а также получить другую необходимую информацию.

Эффективность подтверждена собственными проектами

Lement Pro создана компанией «Элемент», которая является резидентом инновационного центра «Сколково» и занимается разработкой программного обеспечения с 2011 года.

Создатели Lement Pro активно работают в строительной сфере, поэтому каждый день используют систему для согласования документов, проектной документации, исполнения поручений, формирование целей, ведение архивов по выполненным проектам и многих других задач.

Полученный опыт направляется для развития и усовершенствования Lement Pro, тем самым делая систему эффективной, универсальной и удобной.

Государственное регулирование в строительстве

Государственное управление строительным комплексом

Строительный сектор нуждается в государственном регулировании и контроле со стороны уполномоченных структур.

Благодаря  этому удается удерживать строительную сферу на плаву, избегая брака в процессе возведения сооружений, а также грубого нарушения законодательства при распределении земельных участков.

Вопрос только в том, как осуществляется правовое и техническое регулирование? Какие органы берут на себя подобные обязательства? Какова социология взаимоотношений государственных органов и подотчетных структур? В чем роль саморегулируемых организаций? Эти и другие вопросы будут затронуты в статье.

Виды регулирования и его особенности

За последние годы на государственном уровне была сформирована целая система контроля в сфере жилищного строительства, а также производственного сектора. При этом можно выделить следующие формы и методики государственного контроля:

  • Регулирование в техническом секторе.
  • Государственный контроль со стороны уполномоченных структур. Как вариант – госстройнадзор (ГСН).
  • Организация экспертизы на государственном уровне. Здесь речь идет о проверке техдокументации проектной документации в строительстве. К этой же категории стоит отнести проверки, касающиеся экологической сферы.
  • Предоставление разрешения на возведение объекта, а также на его ввод при обязательном ведении реестра. Благодаря такой фиксации, правовое и техническое регулирование, которое осуществляют уполномоченные органы и структуры, проходит на более высоком уровне.
  • Регулирование образования цены и составления сметной документации при строительстве.

Государственные органы – не единственные в вопросе контроля сферы строительства. Различные объекты контролируются и со стороны негосударственных структур, которые имеют влияние на качество стройматериала, уровень предоставляемых услуг в рассматриваемом секторе и так далее. Что касается задач, которые берут на себя негосударственные органы, то здесь стоит выделить:

  • Экспертиза проектных документов (актуально как для жилищного, так и для производственного сектора).
  • Строительное регулирование (контроль). Эту работу берут на себя специальные органы, осуществляющие строительство объекта. В роли такой организации может выступать заказчик, застройщик или подрядная структура (при наличии договора подряда).
  • Возможности саморегулируемых организаций (СРО), которые также имеют право выдавать допуски для ведения строительства, готовить бумаги по будущему проекту, а также осуществлять правовое и техническое регулирование, составлять реестр.

  Разрешение на строительство объекта ИЖС

Варианты и особенности государственного регулирования

Как показывает практика, большая часть участников строительства и клиентов саморегулируемых организаций не до конца представляют особенности и нюансы организации каждого из рассмотренных ответвлений.

Есть только общее понимание, что определенные объекты требуют согласования, внесения в реестр и так далее.

Но в чем особенность каждого из типов государственного контроля? С этими моментами разберемся предметно:

1.   Техническое регулирование (ТР). В сфере строительства ТР берет на себя одну из ключевых задач. Любые изменения в этом секторе неизбежно сказываются на бизнес-деятельности.

В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Вот почему государственный контроль играет здесь ключевую роль.

Задача уполномоченных структур – организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.

Если рассматривать правовую сторону этого вопроса, то в задачу уполномоченного органа входит реализация следующих задач – контроль соблюдения действующих техрегламентов с последующим применением мер воздействия к нарушителю. При этом контроль осуществляется как в сфере жилищного, так и в секторе производственного строительства. Главные цели – защитить здоровье и жизнь людей, а также сохранить окружающую среду.

Государственное ТР проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора.

При этом задача государства – стимулировать общество на четкое соблюдение действующих техрегламентов. Такая социология способствует повышению качества возводимых объектов и повышению безопасности жизни для людей, которые используют объекты строительства.

Государственный контроль в секторе ГСН и ТР имеет схожие черты, главная из которых – общность функций. К последним стоит отнести:

  • Наблюдение. Для контролирующих структур различные объекты жилищного и производственного назначения выступают в роли «подопытных». Уполномоченные органы берут на себя функцию контроля (производится и правовое регулирование).
  • Сбор информации. Здесь подразумевается получение данных о соблюдении подконтрольным объектом требований законодательства и техрегламента.
  • Принятие мер. При нарушении дисциплины или действующего законодательства предпринимаются определенные шаги, направленные на наказание виновных. В частности, контролирующие органы имеют право привлекать к ответственности и вести реестр нарушителей.
  • Выявляются причины, по которым произошло нарушение, и предпринимаются меры, исключающие подобное в будущем.

Как упоминалось, в этих вопросах ведется статистика (реестр). Эти функции берет на себя Федеральная служба госстатистики, в отчетах которой и находят отражение нарушения в сфере жилищного или производственного строительства, а также рассматриваются вызвавшие их причины.

2.   Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. Если объекты относятся к строительной сфере, то эти вопросы берет на себя Министерство обороны страны.

Если сооружение не попадает в сферу влияния Ростехнадзора или Минобороны, то правое и техническое регулирование ложится на плечи исполнительной власти. Многие считают, что промышленный сектор относится к категории саморегулируемых. Это не так.

Здесь работают те же принципы, что и для остальных объектов.

Получается, что при организации надзора ключевое значение имеет важность объекта для государства в целом.

При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика.

При этом проверке поддается правовое и техническое поле – проверяется соблюдение законов и технических норм, выявляются правонарушения и определяются меры наказания для объектов.

Главные цели контроля – достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее.

Также в процессе надзора уделяется внимание следующим направлениям – системе организации строительных работ, соблюдению правил выполнения арматурных и монтажных мероприятий, четкость нанесения антикоррозийных покрытий и прочие вопросы в этой сфере. Как и в прошлых случаях ГСН проводится как для жилищного, так и для других секторов.

Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы выдачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.

  Какие документы должен предоставить застройщик дольщику?

3.   Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в ГрК РФ, земельном кодексе, а также в правовых и других актах.

Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.

Сразу стоит отметить, что существуют объекты, которые не требуют получения разрешения. В частности, действие статьи 36 ГрК РФ не касается памятников культурного наследия, а также участков, находящихся в пределах территорий общего пользования или занятых линейными сооружениями.

Раньше объекты жилищного сектора принимались специальной комиссией от государства, в которую входили представители разных структур. Сегодня же в строительной сфере разрешение на ввод дает тот же орган, который выдал разрешение на строительство.

Стоит отметить, что правовое  регулирование этого вопроса проводится весьма жестко – ведется реестр, имеет место ответственность за нарушение действующих норм. При этом проверяющая структура имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство (ввод) объекта жилищного (производственного) сектора. Правда, в этом случае застройщик имеет право подать в суд и оспорить такое решение.

4.   Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы.

Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач – снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами.

Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций

В России государственная политика в секторе образования цены и смет ведет специально созданный Федеральный центр, который находится в подчинении Минрегионразвития РФ.

Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.

Советы юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: